06 августа 2021 01:59

«Двухэтажный» сервис

В текущем году ОАО «РЖД» закупит максимально большое количество новых пассажирских вагонов со времен Советского Союза. Но этого не хватит. Вместимость поездов планируется развивать за счет строительства двухъярусного подвижного состава. Об этом в интервью «Гудку» рассказал вице-президент ОАО «РЖД» Михаил Акулов.

– Михаил Павлович, как было принято решение о необходимости столь масштабной закупки и что будет представлять собой новый подвижной состав?
– В 2007 году компания приобретает максимальное количество нового пассажирского подвижного состава за последние 15 лет – 891 вагон. ОАО «РЖД» увеличило количество закупки одномоментно на 150 единиц – подобного прироста за предшествующие годы никогда не было. Таким образом, президент компании Владимир Якунин принял решение о закупке всего объема пассажирских вагонов российских производителей, построенных в 2007 году.
Этот год для основного поставщика – Тверского вагоностроительного завода – станет «переходным». Начиная с 2008 года ОАО «РЖД» будет получать из его цехов подвижной состав уже с иной конструкцией кузова: более технологичный, с улучшенными термоизоляционными характеристиками, пригодный для длительной эксплуатации.

Эти вагоны лучше защищены от вандалов, их поверхности хуже поддаются воздействию внешней среды, оборудование и узлы подразумевают более совершенную конструкцию. Системы отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, радиоинформации станут гораздо надежнее.
А в вагонах, которые запланировано эксплуатировать в составах фирменных поездов, предусмотрена система просмотра видеопрограмм. Она уже сегодня есть во многих фирменных поездах, но теперь ее будут монтировать сразу в заводских условиях.
Кроме того, компания приобретет 36 вагонов класса «люкс», четырех-, пяти- и шестикупейных, имеющих в каждом купе отдельные душ и удобные диваны вместо привычных полок. Они изготовлены на базе вагонов тверского завода компанией «Циркон-сервис». Из них ОАО «РЖД» создаст собственный поезд самого высокого уровня и вступит в конкуренцию с перевозчиками, которые предлагают железнодорожный сервис класса «люкс».
С нынешнего года ОАО «РЖД» возобновило заказ вагонов открытого типа с местами для сидения. Они не закупались в течение двух последних десятилетий, но практика показывает, что потребность в таком подвижном составе имеется. Для того чтобы минимизировать расходы пассажиров, путешествующих на небольшие расстояния, в состав дальних поездов будет включаться один вагон с местами для сидения. Есть уверенность в том, что услуга станет востребованной, так как руководству компании известно о претензиях, которые предъявляют пассажиры по поводу нехватки «сидячих» мест.

– А насколько это выгодно для ОАО «РЖД»?
– Это выгодно, так как компания повышает разнообразие услуг, предоставляемых пассажирам, – у них появляется дополнительная возможность в выборе категории проезда. Особенно это важно для межобластного сообщения. Ведь частота курсирования пригородных поездов в глубинке России не такая плотная, как в Московском, Санкт-Петербургском, Новосибирском, Екатеринбургском регионах. А потребность в проезде у людей имеется.

– Какова ситуация с износом парка? Насколько будет удовлетворена потребность в его обновлении?
– Ситуация с износом парка серьезна. И именно она была мотивацией для принятия решения по максимальному увеличению закупки нового подвижного состава.
В 2007 году дефицит в обновлении сложится примерно в объеме 320 – 350 вагонов. Это то количество, которое нужно было бы закупить в текущем году, чтобы восполнить выбывание парка по сроку службы.
Но технические возможности не позволяют отечественным производителям выпустить нужное нам количество вагонов. Дефицит подвижного состава руководство ОАО «РЖД» видит и в будущих годах. Поэтому в компании прорабатывается вопрос о создании собственных вагоностроительных мощностей на базе четырех заводов «Вагонреммаша» с объемом производства не менее 300 единиц в год.
При этом как один из вариантов – а в дальнейшем, возможно, и как основной – в компании рассматривается проект по производству на базе этих заводов принципиально нового типа вагонов, аналогов которых в России нет. Это двухъярусный подвижной состав для пассажирских перевозок.
Специалисты ОАО «РЖД» провели консультации со всеми крупнейшими европейскими производителями пассажирских вагонов, объехали ряд заводов Европы, изучили большинство образцов их продукции. На мой взгляд, очень серьезные достоинства имеет подвижной состав испанской фирмы Tаlgо. Он представляет собой вагоны для межгородского сообщения с местами для сидения и вагоны длительных поездок со спальными местами. Внедрение таких вагонов означает не только увеличение количества мест в каждом поезде, но и совершенно иные, более комфортные, чем привычные российскому пассажиру, условия для поездки.
Если рассмотреть пример вагона Talgo, то на первом его ярусе расположены 11 двухместных купе. В каждом есть умывальник, соседние два купе соединены между собой дверью на случай поездки семьи. Также на первом ярусе предусмотрено специализированное купе для инвалидов, душевая кабина для пассажиров. Санузел приспособлен для людей с ограниченными возможностями, есть удобства для матерей с маленькими детьми. На втором ярусе расположено 8 двухместных купе, при этом в каждом имеются умывальник, туалет и душ. Климатическое регулирование выведено в каждое купе индивидуально.
Данные вагоны рассчитаны на скорость до 200 км/ч и такую же, как наша, российская, ширину колеи. Они уже эксплуатируются финскими железными дорогами на направлении Хельсинки – Лапландия, в тех же климатических условиях, в которых находится и большая часть России. У вагонов, сделанных из алюминия, – высокие характеристики и надежность. Экономические показатели эксплуатации подтверждают их преимущество перед одноярусными.

– Когда можно будет ждать появления такого вагона на российских железных дорогах?
– По поводу проекта идут переговоры и обсуждения. Предположительно вагоны появятся примерно через два года после принятия решения об их строительстве. Идет обсуждение вопроса и с ЗАО «Трансмашхолдинг», которое также хочет быть участником проекта.
Конечно, железнодорожная отрасль России могла бы и раньше выйти на подобное решение – еще в период с 1959 по 1963 год заводы ГДР поставляли в Советский Союз двухэтажные вагоны. Но с тех пор эта тема была закрыта и никогда никого не интересовала. Однако в условиях роста перевозок увеличение длины пассажирского поезда на один вагон несет значительные дополнительные и эксплуатационные расходы. И реальным выходом в данной ситуации является использование одной и той же длины вагона в двухъярусном исполнении.


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31