25 июля 2021 18:09

В местных грузовых тарифах есть своя логика

Абрам Крейнин*, доктор экономических наук:

– Сейчас субъекты Федерации обладают правом установления только пригородных железнодорожных пассажирских тарифов. Между тем местные грузовые тарифы еще при нэпе широко применялись и способствовали возрождению экономики регионов. Могли бы они и сегодня помочь регионам.

Например, местные грузовые тарифы, устанавливаемые непосредственно регионами на перевозку в пределах одной дороги местных строительных материалов для дорожного строительства, будут выгодны и железной дороге, поскольку обеспечат объем перевозок, и грузовладельцам или операторам за счет скидок с тарифа. В дореволюционной и послереволюционной России, а также в США, ЮАР и других странах применялись так называемые «перемолочные» и «завозно-вывозные» тарифы, стимулировавшие переработку сырья в полуфабрикаты и готовые изделия. Они же способствовали развитию региональной экономики.

Один из них – льготный тариф на перевозку зерна на мельницы для его перемола и до станции окончательного назначения. Провозная плата в этом случае взималась, как за одно непрерывное расстояние без «перелома». Льгота состояла в том, что клиент получал экономию за счет учета лишь одной начально-конечной операции вместо нескольких платежей, как при обычной практике. Что касается железной дороги, то она имела в этом случае устойчивый гарантированный объем перевозок. В США в 70-е годы XIX века подобные тарифы применялись на перевозки круглого леса до лесопильных заводов и на доставку пиломатериалов с них до места назначения.

Введение подобных тарифов позволило бы доставлять зерно по льготному тарифу из Сибири в Поволжье, где имеется достаточное количество мельниц, а оттуда муку везти до станции назначения. Аналогичным образом можно было бы решать проблему с перевозкой леса к перерабатывающим предприятиям. При таких перевозках может быть значительно сокращен порожний пробег вагонов.

Однако для введения таких тарифов нужно ввести изменения в федеральные законы «О железнодорожном транспорте РФ», «Устав железнодорожного транспорта РФ», «О естественных монополиях».


*Автор – один из создателей действующего тарифного Прейскуранта 10-01

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31