28 июля 2021 06:16

Нетривиальный «персонаж»

Яна ДЫЛДИНА

В новой трагикомедии с Дастином Хоффманом книги могут управлять людьми и даже убивать их.

Еще немного – и можно будет смело утверждать, что у нас сложилась новая неприятная традиция: пускать хорошие фильмы в ограниченный прокат, без адекватной рекламной поддержки. Так, чтобы думающие зрители вообще не заметили, что на экраны вышла картина, достойная пристального внимания. В этом месяце за чередой блокбастеров мы имеем все шансы пропустить фильм «Персонаж».

Читая аннотацию фильма, сложно наверняка угадать жанр картины. Что это: комедия или трагедия? Гарольд Крик (Уилл Феррел), простой налоговый инспектор, уже 12 лет живущий без каких-либо изменений, в один прекрасный день начинает слышать загадочный женский голос, который в литературной обработке комментирует его действия, мысли и чувства. Голос так четко передает все его ощущения, что сначала Гарольд решает, что сошел с ума, и получает на работе отпуск. Потом в один прекрасный момент голос сообщает о том, что Гарольду в скором времени суждено умереть. Тогда он обращается к психиатру (которая, само собой, советует бедняге незамедлительно начать лечение) и литературоведу (Дастин Хоффман), чтобы понять, что же это за странная книга, которая должна теперь вести его по жизни.

С другой стороны, есть полусумасшедшая писательница-затворница Карен Айфел (Эмма Томпсон), которая пишет книгу «Смерть и налоги», вот уже почти десять лет не появляется на публике и все не знает, как же будет наиболее правильно устроить встречу Гарольда с костлявой. Доходит до того, что Карен обивает пороги приемного отделения больницы, чтобы посмотреть, как умирают люди, и остается страшно недовольна тем, что в больнице больше выздоравливающих, чем обреченных. За ней вынужденно приглядывает присланная из издательства ассистентка Пенни (Куин Латифа), которая должна помочь Карен поскорее убить Гарольда.

Казалось бы, сюжет вполне комедийный, и действительно в картине много удачных шуток в духе английского юмора. Но нам постоянно напоминают: главный герой должен умереть, в этом есть неотвратимость хорошей книги, и, что бы он ни предпринимал, исход будет только один. Это добавляет ощутимую горечь даже в самые забавные моменты. Даже когда герой по совету литературоведа старается ничего не делать целый день, чтобы не приближать свой конец, даже безобидный канал про животных напоминает ему, что смерть неизбежна. Гарольд сам пытается определить, что же за книга пишется за счет его жизни: комедия или трагедия, и получает неутешительный ответ.

Но при всей горечи осознания конечности жизни фильм получился светлым и обнадеживающим. «Персонаж» – картина о выборе. Человек-арифмометр, привыкший жить по часам и считать лестничные ступеньки, выбирает жизнь именно тогда, когда понимает, что скоро умрет. Но, в отличие от логичного предложения литературоведа начать прожигать оставшиеся мгновения, Гарольд начинает строить все с нуля и воплощать несбывшиеся мечты о любви и умении играть на гитаре.

Для Карен встреча со своим героем оборачивается страшным осознанием собственной ответственности за судьбы «убитых» ею людей. Ведомый ею Гарольд от начала настоящей жизни до смерти целиком зависит от ее прихоти, и каждое предложение, в котором она поставила точку, становится его реальностью и реальностью окружающих его людей. Карен оказывается ответственной не только за конкретного человека, но и за всех тех, кто прочитает книгу и для кого человек и его судьба станут реальными.

Стоит отметить, что при всей серьезности поднимаемых в фильме вопросов «Персонаж» целиком лишен эффекта слезоточивой гранаты. В нем нет ни одного момента, где из зрителей нарочито давят слезу, напротив, в повествовании начисто отсутствует какая-либо фальшь. Режиссер Марк Форстер не заставляет героев биться в истериках и нарочито громко сожалеть о своей участи. Впрочем, это было ожидаемо, поскольку его же картина «Бал монстров», за которую в 2001 году Халли Берри получила «Оскара», снята так же искренне и без лишних сантиментов.

Фильм «Персонаж», безусловно, достоин более пристального внимания, чем прокат в нескольких столичных кинотеатрах. По глубине и осмысленности он чем-то напоминает «Шоу Трумэна», где такой же маленький человек становится заложником обстоятельств. Но «Персонаж» более многогранен, ведь эта картина не только о том, как можно жить, постоянно помня о смерти, но и о тайных и часто не понятных людям отношениях писателя со своими героями, которые для него часто более реальны, чем сама жизнь. Ведь кто знает, смог бы Булгаков убить Берлиоза, если бы тот, понимая, что Аннушка разлила масло, смело шагнул к трамвайным путям.

Яна ДЫЛДИНА

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31