27 июля 2021 21:24

Гарантии опишут доступным языком

Беседовала<br /> Елена ФИЛАРЕТОВА

В апреле в ОАО «РЖД» были подведены итоги колдоговорной кампании-2006. Сейчас ведется работа над новой редакцией коллективного договора, который будет заключаться уже на трехлетний период. Какие замечания будут учтены при его разработке, «Гудку» рассказал председатель ЦК Роспроф­жела Николай Никифоров.

– Николай Алексеевич, как прошла колдоговорная кампания?
– Собрания и конференции на всех дорогах проходили ровно. Отмечается, что коллективный договор в целом выполняется за исключением отдельных изъянов: выросли показатели по сверхурочным часам. Это издержки производства, связанные с тем, что неправильно просчитали увеличение объемов погрузки, грузооборота. А комплектование локомотивных бригад требует дополнительного времени.

– Может ли профсоюз повлиять на уменьшение сверхурочных?
– Это в силах сделать профсоюз вместе с работодателем. Наличие сверхурочных часов зависит от многих составляющих. Действующее законодательство позволяет работнику соглашаться или не соглашаться на сверхурочную работу. Поэтому говорить вообще об искоренении переработок по меньшей мере неправомерно. На сети дорог осуществляется непрерывный цикл работ, само производство очень напряженное, и, естественно, сверхурочные будут. К тому же мне известно отношение и машинистов, и помощников к переработке: они не возражают против того, чтобы дополнительно отработать одну-две смены. Но все должно происходить в рамках закона. Объем сверхурочных не должен превышать 120 часов в год. И вот в этом вопросе у профсоюза есть полные основания вмешаться. Проф­союзные организации депо или дистанции пути должны вести четкий учет, а в случае отступлений от норм необходимо выходить на разговор с начальником подразделения по соблюдению требований трудового законодательства.

– Как вы смотрите на предложение, высказанное президентом компании на одном из правлений, внести в колдоговор отдельный пункт о материальной ответственности профсоюзных лидеров за нарушение трудовой дисциплины, потому что работодатель несет такую ответственность, а профсоюзы – нет?
– Профсоюз состоит из отдельных членов профсоюза. И если кто-то из них допустит нарушение, связанное с безопасностью, он и так понесет ответственность – и материальную, и моральную. Работника наказывают, увольняют и так далее. К тому же у нас очень большой институт общественных инспекторов. Но от человеческого фактора никто не застрахован. Тем не менее в большинстве случаев причиной является нарушение определенных норм и правил, например, когда бригада путейцев работает без сигналиста. Я недавно встречался с коллегами из Прибалтики, так вот они уже к вопросам безопасности подходят очень строго. Если положено выходить на пути только в сигнальном жилете, то это правило обязательно для всех без исключения, будь то работник компании или министр транспорта. Закон одинаков для всех, иначе нарушения идут по цепочке.

– Какие изменения будут внесены в колдоговор по итогам нынешней кампании?
– В настоящее время создаются совместные комиссии из представителей РЖД и Роспрофжела для разработки нового коллективного договора на 2008 – 2010 годы. Основные гарантии в плане социальной защиты в нем должны быть сохранены. А какие предложения с мест найдут в нем отражение, говорить пока рано, потому что некоторые вынесенные на обсуждение проблемы должны решаться в рабочем порядке в тесном взаимодействии с руководством компании.
Единственное, что можно сейчас сказать, – идет такая проработка текста, чтобы пункты нового колдоговора были более конкретизированы и понятны каждому работнику.

Беседовала
Елена ФИЛАРЕТОВА


Некоторые критические замечания дорог (по результатам колдоговорной кампании-2006)
    Калининградская ЖД:
      Бытовые условия для работников путевого хозяйства не соответствуют современным требованиям.
      Не решена проблема с дополнительным отпуском за вредные условия труда машинистам и помощникам машинистов железнодорожных строительных машин ССПС.
      Не решен вопрос о пенсионерах, которые ушли на пенсию из дошкольных учреждений дороги до 01.09.04. Зарплата работников НДОУ ниже уровня в муниципальных детсадах.

    Московская ЖД:
      Требуется разработать и внедрить новую форменную одежду и спецодежду.
      Ветеранов, ушедших на пенсию из предприятий и организаций МПС до 1 октября 2003 года, оставить в ветеранских организациях дороги с перечислением средств за счет образованных филиалов ОАО «РЖД».

    Северная ЖД:
      Для закрепления кадров на железнодорожном транспорте необходим механизм стимулирования работников за стаж.
      Увеличить на 50% размер единовременного поощрения в связи с уходом на пенсию работникам, награжденным знаком «Заслуженный работник транспорта».
      Увеличить норму выдачи пригородных и разовых билетов для проезда по личным надобностям работникам, имеющим трех и более детей.

    Западно-Сибирская ЖД:
      Для усиления материальной заинтересованности монтеров пути в обеспечении безопасности движения включить эту профессию в перечень для выплаты вознаграждения за безаварийную работу.
      Пересмотреть порядок подготовки машинистов в дорожных технических школах (круглогодично).

    Восточно-Сибирская ЖД:
      В связи с закрытием 5 детских лагерей дорога совместно с дорпрофсожем приняла решение о развитии лагеря «Сибиряк» до 540 детей в смену с круглогодичным режимом работы. Для строительства дополнительных корпусов, столовой, бани и прочего выделить инвестиции в сумме 235 млн руб.
      Проблема с обеспечением мест в детских садах.

    Южно-Уральская ЖД:
      Монтеров пути и ремонтников искусственных сооружений внести в список профессий, получающих вознаграждение за обеспечение безопасности движения поездов.
      Машинисты железнодорожных строительных машин и операторы дефектоскопных тележек работают в условиях воздействия вредных факторов (шум, вибрация и др.) и не имеют пенсионных льгот.
      Внести в колдоговор положение, что уполномоченные по охране труда могут быть наказаны или уволены по инициативе администрации только после согласования с проф­органом.
      Пенсионеры, проживающие в населенных пунктах, где нет медучреждений компании, должны иметь право протезировать зубы по месту жительства с оплатой за счет дороги или получать соответствующую компенсацию.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31