25 июля 2021 15:45

Мобильная экология

Павел УСОВ,<br /> соб. корр. «Гудка»<br /> Хабаровск

В начале лета на Дальневосточной начнет работу передвижная дорожная экологическая лаборатория. Ее задача – комплексный контроль и экспресс-анализ состояния окружающей среды на предприятиях и объектах ДВЖД.

Эковагон, разработанный учеными Ростовского государственного университета путей сообщения, построен на Новороссийском вагоноремонтном заводе. Лаборатория на колесах, созданная на базе пассажирского вагона, поступила на ДВЖД в рамках целевой инвестпрограммы РЖД «Обеспечение экологической безопасности». Переоборудование вагона обошлось компании в 12 млн руб.

Лаборатория оснащена приборами экоаналитического контроля, позволяющими определять концентрацию вредных веществ в воздухе, воде и почве.

При помощи специальных программ на установленной здесь же компьютерной технике можно сразу вести обработку результатов анализов.

Как отмечают в отделе охраны природы ДВЖД, благодаря мобильному мониторингу окружающей среды железнодорожники смогут более оперативно принимать меры по снижению техногенного воздействия на природу.

На каждом отделении ДВЖД созданы свои стационарные эколого-лабораторные центры. Кроме того, с прошлого года действуют передвижные лаборатории на основе автомобиля «Газель» – такие машины есть у Владивостокского и Хабаровского отделений, еще одна в этом году появится на Комсомольском.

Однако в отличие от автомобилей, обслуживающих сравнительно небольшие участки магистрали, вагон-лаборатория будет курсировать по всему полигону ДВЖД, в том числе на тех отдаленных участках и станциях, до которых автотранспортом добраться невозможно. Особенно это актуально для Тындинского отделения, где мало автотрасс.

Вагон-лаборатория может в течение нескольких дней работать в автономном режиме. В случае прекращения подачи электричества от внешнего источника питания предусмотрено, что приборы анализа и контроля получают электроэнергию от резервной дизель-электростанции.

Согласно штатному расписанию, эковагон должны обслуживать два человека, однако в рейсы вместе с ними будут отправляться и работники отделенческих лабораторий.

«Раньше у них только на дорогу уходило три дня: сначала надо доехать до станции назначения, оттуда в гостиницу, затем к источнику загрязнения. Теперь за те же три дня специалисты смогут проверить около10 источников выброса, что раньше делалось за три-четыре командировки», – говорит начальник отдела охраны природы ДВЖД Константин Павлов.

По словам Константина Павлова, в последние годы требования к предприятиям дороги в части соблюдения природоохранного законодательства ужесточены. «С каждым годом объем задач у лабораторий возрастает, при том что число работников остается таким же. Если раньше мы делали замеры по десяти показателям, то сейчас – по 25. Но за счет внедрения новых технологий мы справимся с этим», – отметил начальник отдела охраны природы.

Павел УСОВ,
соб. корр. «Гудка»
Хабаровск


Справка «Гудка»
    В 2006 году экологические платежи, начисленные ДВЖД за загрязнение окружающей среды, по сравнению с 2005 годом были снижены на 17%, или на 1,6 млн руб. Выбросы вредных веществ в атмосферу со стационарных объектов магистрали сократились на 3,8 тыс. тонн, сброс загрязненных сточных вод – на 206 тыс. куб. м. Снижение достигнуто за счет повышения эффективности сжигания топлива, улучшения качества очистки производственных сточных вод на очистных сооружениях, вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве источников сырья и вторичных материалов.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31