29 июля 2021 14:42

Ревизоров заменят кассиры

Александр ШУГАЕВ

ОАО «РЖД» упраздняет службу контролеров-ревизоров в пригородных поездах. Им на смену придут мобильные билетные кассиры.

По словам президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, деятельность контролеров-ревизоров не соответствует интересам компании. Вопрос об упразднении контрольно-ревизионной службы будет рассмотрен на ближайшем заседании правления компании. Подготовительная работа по упразднению службы займет около двух месяцев. Ее сотрудники (на сети работают около 1500 контролеров-ревизоров. – Ред.) будут извещены об этом заранее.

Преобразование МПС в ОАО «РЖД» лишило железнодорожников права штрафовать безбилетников. Контролер может лишь высадить «зайца» на ближайшей остановке. Этим тут же воспользовались многие пассажиры. Они поняли, что покупать билет дороже, чем давать 10 – 15 руб. контролеру. Многие ревизоры использовали это для решения собственных материальных проблем. «Позорить себя и компанию тем, что наши контролеры прилюдно берут взятки, мы не будем», – подчеркнул президент компании.

Билеты пассажирам теперь будут продавать прямо в поезде с небольшой наценкой за обслуживание. В электричках будут работать разъездные кассиры. Пассажиры, которые не успели приобрести билет, рискуя опоздать на электричку, смогут купить его прямо в вагоне. За счет этого РЖД надеются повысить процент пассажиров, которые будут оплачивать проезд на электропоездах (по данным компании, без билетов в электричках ездят 25 – 30% пассажиров). За новый вид услуги, которым является передвижная касса, надо будет незначительно доплатить.

«Гудок» уже сообщал, что подобная система хорошо зарекомендовала себя на Горьковской дороге, где в последние годы общая выручка от оформления проездных документов выросла более чем на 70%. Если идея об упразднении контрольно-ревизионной службы будет одобрена на заседании правления ОАО «РЖД», разъездные кассиры на всех направлениях появятся к концу 2007 – началу 2008 года.

Аналитик ИК «ЦентрИнвест» Наталья Сорокина полагает, что при положительном решении РЖД придется столкнуться с множеством вопросов, среди которых кадры и безопасность. Чтобы охватить всех безбилетников, необходимы кассиры в каждый поезд каждого направления. Ревизоры не справились с «зайцами». Сколько для этого понадобится кассиров, предстоит посчитать.

Однако сама идея, по мнению эксперта, разумна. Отдельный вопрос – форма оплаты билетов. На Западе ее решили с помощью пластиковых карт. Если же пассажиры будут оплачивать проезд наличными, то ОАО «РЖД» нужно подумать и о безопасности кассиров, которые будут ходить с крупными денежными суммами по вагонам.

Генеральный директор Агентства управленческих технологий Сергей Лопарев в беседе с «Гудком» отметил безусловную правоту руководства ОАО «РЖД» в выдвижении идеи упразднения ревизоров и появления службы разъездных кассиров. По его словам, подобные преобразования были сделаны, например, на немецких железных дорогах, где большая часть билетов реализуется непосредственно в поезде. Эксперт оценил такое нововведение в РЖД как солидный сервисный ресурс. Кроме того, это почти 100-процентная собираемость платежей за проезд.

Однако Сергей Лопарев заметил, что проблема безбилетников исчезнет не скоро. Штрафовать «зайцев» все равно придется. Для решения проблемы на уровне федеральных агентств, находящихся в подчинении Минтранса, необходимо создать службу контроля за исполнением перевозочных обязательств в грузовом и пассажирском железнодорожном сообщении. Под это нужна и соответствующая законодательная база. Но работа по созданию этой службы – исключительно прерогатива госорганов. ОАО «РЖД» и без этого осуществляет множество контрольных функций и в последнее время делает много для повышения качества обслуживания пассажиров.

Топ-менеджменту компании необходимо знать мнение пассажиров о качестве пассажирского сервиса. Газета «Гудок», которая традиционно уделяет большое внимание обращениям своих читателей, предлагает всем желающим высказаться на тему организации пассажирских перевозок. Сообщения можно присылать на электронный адрес gudok@css-rzd.ru или обычным письмом по адресу: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3.

Александр ШУГАЕВ


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31