26 июля 2021 16:00

Вложения должны приносить эффект

Андрей Бояринов, начальник службы локомотивного хозяйства Западно-Сибирской железной дороги:

– По итогам 2006 года служба локомотивного хозяйства ЗСЖД в сетевом рейтинге заняла пятое место. К сезону летних перевозок мы подошли, нарастив объемы тонно-километровой работы к прошлогоднему уровню на 9,8% при среднесетевом приросте 9%. Общий прирост перевозок магистрали превысил 12% в сетевом измерении. Возросла и среднесуточная производительность локомотива, оказавшаяся почти в 1,5 раза выше среднесетевой. Улучшены параметры безопасности движения поездов, себестоимости перевозок и производительности труда. Участковая скорость преодолела барьер в 52 км/ч.

Однако в эксплуатационных депо стали хуже содержать локомотивы, сократился их среднесуточный пробег, увеличилось количество часов сверхурочной работы. С начальников депо стали еще жестче спрашивать за неудачи в работе с кадрами. А ведь в развитие локомотивного хозяйства вложены огромные средства. Например, только на завершение строительства здания цеха эксплуатации депо Новосибирск в этом году будет выделено 102,9 млн руб. В прошлом году на реконструкцию и капремонт зданий и сооружений эксплуатационных локомотивных депо затрачено 230 млн руб. Построены реабилитационные центры в депо Тайга и его филиале в Топках, дома отдыха локомотивных бригад на станциях Инская и Московка. Завершилась и долгожданная реконструкция здания эксплуатационного локомотивного депо на станции Барабинск. Коллектив, ведущий свою историю с 1896 года, в год 170-летия российских железных дорог наконец-то отметил новоселье. Машинисты этого депо водят пассажирские поезда на полигоне Свердловск-пассажирский – Мариинск протяженностью 1552 км парком электровозов ЧС2, находящихся в эксплуатации по 35 – 40 лет и при этом продолжающих работать, несмотря на то, что, к примеру, пробег локомотива ЧС2 №350, построенного еще в 1964 году, превысил 7208 тыс. км.

Недавно в депо Барабинск были проведены испытания опытного электровоза ЭП2К №001. Первые 12 машин этой марки должны пополнить пассажирский парк депо в ближайшее время. Для освоения техники целый этаж здания депо отдан под учебный центр. Еще один этаж занимает реабилитационный центр, оснащенный самым современным оборудованием. Такие же центры созданы во всех восьми эксплуатационных локомотивных депо ЗСЖД.

И они востребованы, ведь без «психофизиологического сопровождения» локомотивным бригадам трудно справиться с растущим объемом перевозок. Так, только в грузовом движении в первом квартале этого года количество поездок составило около 116 тыс. – на 10% больше, чем год назад. Для обеспечения такого объема работ требовалось 10822 машиниста и помощника машинистов, реально же ее выполняли 10239 человек. Отсюда и рост сверхурочной работы к прошлому году на 37,8 % – 162,6 тыс. часов. Для решения этой проблемы мы разработали ряд мер, предусматривающих, в частности, увеличение годового плана подготовки локомотивных бригад до 720 человек. За четыре месяца взято на работу 168 машинистов и 341 помощник машиниста.

Одну из главных целей разделения в локомотивном хозяйстве дороги функций ремонта и эксплуатации мы видим в повышении качества содержания тягового подвижного состава. Но пока деповской процент неисправных электровозов на ЗСЖД (8,5%) выше, чем на сети дорог, по этому показателю мы занимаем только 13-е место. Предстоит работа и по снижению времени простоя машин как в ожидании ремонта, так и в ходе его.

Особая роль в обеспечении бесперебойной работы техники отводится локомотивным бригадам. Зачастую бригады идут на поводу у ремонтников и принимают технически неисправную машину, несмотря на то, что имеют полное право от нее отказаться. Разбираться в спорных ситуациях должен в первую очередь руководитель колонны.

На дорожном технико-экономическом совете мы обобщили опыт работы машинистов-инструкторов эксплуатационного депо Тайга по профилактике нарушений технологий вождения поездов, выявленных при расшифровке лент скоростемеров. За последний год в депо удалось добиться снижения грубых нарушений с 18 до 7. Избежать значительного количества ошибок помогло, в частности, применение компьютерных обучающих комплексов, которыми сегодня оснащены все эксплуатационные депо дороги.

В эксплуатационном депо Омск реализуется система профилактики проезда запрещающего сигнала. При проведении технических занятий для локомотивных бригад увеличено количество учебных часов, отводимых на изучение технико-распорядительных актов станций, порядка выполнения маневровых передвижений, регламента переговоров, действий при следовании по неправильному пути, в условиях отказа или сбоя в работе устройств СЦБ. Регулярно проводятся внезапные проверки порядка подъезда локомотивных бригад к запрещающим сигналам. Контроль осуществляется и по скоростемерным лентам, при этом особое внимание уделяется тому, как соблюдают скоростной режим при следовании на «красный» молодые машинисты. В качестве основной формы используются контрольно-инструкторские поездки, в ходе которых оцениваются профессиональные качества машиниста и его помощника.

Однако в ряде депо не на должном уровне организована подготовка персонала, прежде всего уже имеющего опыт работы. Так, наибольшее количество отказов технических средств наряду с машинистами, не имеющими квалификационного класса, допустили машинисты первого класса. Чтобы исправить ситуацию, в эксплуатационном депо Белово, например, особое внимание уделили отработке практических навыков на электронных тренажерах и действующих локомотивах. И это начинает давать положительные результаты – задержек поездов из-за неоперативных и неверных действий локомотивных бригад стало заметно меньше. Если год назад неправильные действия экипажей явились причиной задержки 53 поездов, то теперь – 15.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31