31 июля 2021 13:11

График для скорости

Александр ШУГАЕВ

С 27 мая на сети РЖД вводятся в действие новый график движения и план формирования поездов.

Вице-президент ОАО «РЖД» Сергей Козырев в докладе на последнем заседании правления компании отметил, что предусмотренные прежним графиком задания в основном выполнены. Повышена эффективность использования подвижного состава, улучшены показатели пассажирских перевозок, проведены мероприятия по модернизации путевой инфраструктуры. Отремонтировано около 11 тыс. км пути. Разработаны и введены в действие новые нормативы для составления графика движения пассажирских поездов.

График 2007/2008 годов предусматривает, что на сети РЖД будет курсировать 868 пар пассажирских поездов. Предусмотрено 240 пар поездов в страны СНГ и дальнего зарубежья. Например, в Польшу, Германию, Китай, Финляндию, Чехию. С учетом повышенного спроса на перевозки летом будет сформировано 1352 пассажирских состава. Летом компания назначит дополнительные поезда на самых востребованных направлениях: Москва – Одесса, Москва – Крым, Чебоксары – Адлер, Москва – Анапа, Москва – Кисловодск.

Впервые предусмотрена прокладка в графике шести «ниток» универсального назначения для пропуска почтово-багажных, рефрижераторных, контейнерных и других специализированных поездов. Они позволят оптимизировать процесс следования пассажирских и грузовых составов.

Первый заместитель начальника Северо-Кавказской дороги Вадим Жуков сообщил на заседании, что на курортных направлениях магистрали в 2007 году объемы пассажирских перевозок увеличатся на 5%, а в целом по дороге – на 2%. Магистраль перевезет почти 12 млн человек. Впервые на полигоне длиной 121 км будут установлены скорости движения пассажирских поездов 140 км/ч.

Повышение скоростей пассажирских поездов – одна из стратегических задач, объявленных ОАО «РЖД». При составлении нового графика предусмотрено, что скоростные поезда будут двигаться со средней скоростью 134,5 км/ч (в 2006 году – 132 км/ч).

Однако дальнейшее увеличение скорости составов потребует значительных капитальных вложений. По мнению Сергея Козырева, до начала практических работ по реализации программы повышения скоростей необходимо учесть пропускные способности РЖД.

Увеличению маршрутных скоростей пассажирских поездов мешает множество факторов. Прежде всего – частое чередование участков пути с различными значениями разрешенных скоростей (22% потерь скорости). Локомотив из-за малой протяженности участка с разрешенной скоростью 120 км/ч вынужден начинать торможение сразу после набора скорости, нерационально расходуя топливо и электроэнергию. На сети РЖД мало участков, где грузовые поезда могут идти со скоростью 90 км/ч. А следование с более низкой скоростью уменьшает пропускную способность магистралей.

В графике 2007/2008 годов ряд дорог до сих пор имеет высокий уровень длительных предупреждений по ограничению скорости. Протяженность участков с ограничениями скорости до 25 км/ч превышает допустимые значения вдвое. Для организации скоростного движения пассажирских поездов требуются серьезные инвестиции и упорная работа по модернизации пути и оборудования.

На правлении впервые обсуждалась тема о долгосрочном планировании графика движения. Он должен превратиться в реальный инструмент для планирования экономических показателей ОАО «РЖД». От него, в частности, зависит количество перевезенных грузов и пассажиров, поступление доходов и эксплуатационные расходы компании. Сергей Козырев заявил, что в дальнейшем надо рассмотреть возможность применения практики разработки графика движения на период до трех лет для регулярных пассажирских и специализированных грузовых поездов. Впоследствии можно проводить ежегодную корректировку. Это позволит укрепить имидж компании в сфере обеспечения регулярности движения, присущий многим зарубежным перевозчикам. В развитых странах по прибытии поездов на ту или иную станцию десятки лет подряд сверяют часы. Кроме того, переход на трехлетний график обеспечит компании более достоверное и качественное планирование перевозок, ремонтных работ, а также мероприятий по замене подвижного состава и регулированию пропускных способностей.

По словам Сергея Козырева, новый график движения предусматривает 172 дополнительные пары грузовых поездов, курсирующих по специально разработанным расписаниям (технология «твердых ниток»). На наливных маршрутах – 106 пар поездов, для перевозки руд, металла, глинозема и минеральных удобрений – 66 пар. Кроме того, 125 маршрутов контейнерных поездов и девять – рефрижераторных.

Железные дороги имеют резервы для увеличения пропускных возможностей, отметил вице-президент компании. Например, за счет увеличения гарантийных плеч работы локомотивов и вагонов, повышения качества содержания инфраструктуры, внедрения двусторонней автоблокировки на всех основных направлениях. Особое внимание следует обратить на совершенствование системы ответственности за выполнение нормативов графика движения поездов.

ОАО «РЖД» планирует ввести практику сквозного планирования «окон» для ремонтных работ и разработку соответствующих вариантных графиков движения по полигонам, а не по отдельным дорогам. Это позволит не только увеличить скорости следования поездов, но и будет способствовать оптимизации логистических технологий при перевозках.

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заметил, что исполнение нового графика потребует много усилий от всех хозяйств сети. За оставшиеся дни на дорогах должны полностью подготовиться к вводу нового графика. В ходе модернизации и реконструкции объектов инфраструктуры в первоочередном порядке должно быть сокращено количество предупреждений об ограничении скорости до 15 – 40 км/ч.

По решению правления, на основе научного подхода с учетом опыта зарубежных железных дорог будут определены оптимальные для сети РЖД уровни скоростей грузовых поездов, установлены первоочередные полигоны их обращения со скоростями 90 км/ч. Такая практика вводится впервые.

Программа общесетевого повышения скоростей движения грузовых поездов должна быть представлена в IV квартале 2007 года.

Предложение о переходе на трехлетний срок разработки графика планируется обсудить на совещании с уполномоченными представителями железнодорожных администраций СНГ и Балтии.

Отраслевым институтам и представителям дорог поручено разработать в 2007 году информационную систему для оценки изменений организации и направления вагонопотоков.

Это позволит повысить оперативность управленческих решений с экономической оценкой эксплуатационных расходов.

Александр ШУГАЕВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31