26 июля 2021 00:59

Инвестиции по «принципу Витте»

Владимир Кудрявцев, академик РАТ, профессор СГУПСа:

– Опубликованные в последнее время в «Гудке» материалы дискуссии по поводу вариантов модели реформирования рынка железнодорожных перевозок, предложенные Росжелдором и ОАО «РЖД», показали, что большинство склоняется в сторону варианта ОАО «РЖД». Хоть эта модель и является в значительной степени вынужденной, она все же основывается на позициях государственного интереса. Модель же Росжелдора отражает интересы частных компаний.

Я также считаю, что в наших условиях железнодорожный транспорт должен быть единой структурой, ибо только такая структура может обеспечить экономичность работы, минимальный штат, лучшее управление и взаимоувязанную технологию перевозок на больших расстояниях. Эта структура должна быть государственной и обладать единой тарифной системой, контролируемой государством.

В большинстве стран государство так или иначе субсидирует железнодорожный транспорт. Финансирование крупных транспортных проектов под силу только государству, и плоды их реализации должны принадлежать государственной структуре.

К построенным за счет частного капитала железнодорожным линиям и сооружениям должен быть применен «принцип Витте»: после окончания предоставленного частному собственнику срока концессии на эксплуатацию этих объектов они должны передаваться в собственность государства.

Что касается операторских и экспедиторских фирм, то они являются посредниками между грузоотправителями и железной дорогой, взаимодействуют с ней от их имени, а значит, являются клиентами железнодорожного транспорта.

Поэтому по законам рыночной экономики необходимо дать возможность ОАО «РЖД» устанавливать порядок их обслуживания. При этом будут правомерны все меры государственного контроля и регулирования.

Раздробленность вагонного парка по видам собственности не позволяет качественно управлять его работой и ухудшает показатели его использования. А ведь еще в 1889 году все российские железные дороги, владеющие вагонным парком на правах частной собственности, приняли общее соглашение об обезличенном его использовании.

Неужели мы не доросли до уровня понимания эксплуатационных проблем той поры? Надо создать экономические, технологические и законодательные условия, при которых частнику было бы выгодно сдавать свои вагоны в аренду ОАО «РЖД».

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31