01 августа 2021 14:40

Каждый час для вагона – «отчетный»

Беседовал<br /> Виталий ТЕТЕРЯТНИК

В начале июля 2007 года на Северной, Куйбышевской и Октябрьской дорогах в соответствии с решением правления ОАО «РЖД» начнется производственный эксперимент по переходу на новую систему почасового учета наличия рабочего парка вагонов.

О новом проекте рассказывает заместитель начальника департамента информатизации и корпоративных процессов управления ОАО «РЖД» Владимир Павлов.

– Зачем понадобилось менять традиционную систему учета вагонного парка?
– Анализ состояния дел по разработке и внедрению автоматизированных систем и новых информационных технологий в ОАО «РЖД» показал, что, с одной стороны, автоматизация процессов управления перевозками достигла высокого уровня, но, с другой стороны, необходимая для управления информация зачастую рассредоточена по различным системам и, как следствие, неэффективна.
Почему так происходит? При внедрении вычислительной техники на железнодорожном транспорте из-за слабой программно-технической платформы до определенного момента не удавалось внести существенные изменения в организацию учета. Все свелось лишь к автоматизации рутинных вычислительных процессов.
Погрешности учета по важнейшим показателям – рабочему парку и обороту грузового вагона – высоки, что может привести к негативным последствиям и неопределенности в управлении перевозочным процессом. Недостаточная достоверность, использование устаревших методик, неполнота учета по ряду показателей не позволяют перейти к качественной оценке эксплуатационной работы и организации эффективного управления и планирования.

За длительный период существования действующей системы учета образовался затратный механизм потерь из-за так называемого «сдаточного часа» по неприему поездов станциями, задержек в обслуживании на стыках, в локомотивных и вагонных депо, а также в местах погрузки.
При этом исследование динамики изменения приема и сдачи поездов по трехчасовым периодам суток показало, что в первые три часа работы на сети выполняется только 5 – 6% общего объема сдачи и приема поездов, а в последнюю четверть суток – 35 – 40%.
Такое «сгущение» подвода поездов к стыковым пунктам железных дорог вызывает значительные межоперационные простои в ожидании приема, обработки и отправления.
По сути, речь идет о регулярных сверхнормативных простоях вагонов, задержке подвижного состава.
С появлением современных программно-технических комплексов и сетей связи АСОУП, ДИСКОР, ДИСПАРК, ЭТРАН, достоверно отражающих состояние и качество использования рабочего парка с детализацией до каждого вагона, можно перейти к разработке новых информационных технологий, которые способны значительно изменить методологические и технологические подходы, эффективно использовать имеющиеся информационные мощности.
«Гудок» уже сообщал, что еще в 2005 году этими вопросами занялись специалисты департамента управления перевозками, ГВЦ ОАО «РЖД» и ученые
ВНИИАСа, поскольку уже тогда появилась возможность эффективно использовать все сведения о перевозках, чтобы снизить непроизводственные издержки. Для пользователей создан инструмент, позволяющий изыскивать резервы погрузочных ресурсов, распределять нагрузку при работе с вагонным парком в течение суток равномерно.

– Что даст железнодорожникам переход на новую систему учета и оценки работы вагонных парков?
– Ее внедрение позволит четко определить, сколько вагоно-часов отработала та или иная единица подвижного состава на железной дороге (отделении) за каждые сутки. По сути, почасовой учет – это один из важных инструментов для улучшения планирования перевозочного процесса.
Выполнив расчет отдельно по вагонам инвентарного парка РЖД или собственности другого государства, в ходе эксперимента получим соответственно их оборот в том числе и по каждому типу – цистерн, полувагонов, платформ. Поскольку анализ может быть проведен за любой период и для любого вида подвижного состава и даже по конкретным отдельным группам вагонов, можно с уверенностью говорить о качестве работы вагонного парка.
Важно, что существующие технические возможности позволяют перейти на централизованный подход к формированию отчетных данных, а также сформировать их по основным показателям эксплуатационной деятельности по единым алгоритмам и видам предоставления информации. В итоге появится возможность оперировать одинаковыми данными на всех уровнях и объектах управления.
Новая технология позволит снять напряжение в работе железных дорог с последней четверти суток, распределив работу равномерно в течение всего дня. Каждый час работы вагонного парка будет теперь отчетным.
Поэтому на заседании правления компании было принято решение о проведении на трех дорогах производственного эксперимента по внедрению новой системы учета и оценке использования вагонных парков.
Только с переходом на систему учета вагонных парков по вагоно-часам (фактическому времени нахождения на дороге) можно будет избежать «аритмии» на сети.
В то же время следует подчеркнуть, что новая система будет «обкатываться» параллельно с действующими методиками учета и оценки вагонного парка. Вся работа железных дорог будет под нашим контролем. Система ДИСПАРК высветит любую неточность, любую фальсификацию в отчетности.
С внедрением почасового учета должны четко заработать так называемые «логические цепочки», когда вагон будет участвовать только в тех операциях, которые ему запланированы. Этому поможет разработанная учеными программная идентификация ДИСПАРКа. Потеряет всякий смысл искусственное «сбрасывание» рабочего парка в резерв, для специальных, технических и остальных нужд на 18.00. По сути, данные среднечасового наличия вагонов за сутки фактически нивелируют «время отчетного часа».

– Как будет организована работа специалистов ОАО «РЖД» непосредственно накануне эксперимента?
– До его начала осталось менее двух месяцев, а работы, прежде всего методической, еще непочатый край. Совместно с учеными ВНИИАСа, специалистами ГВЦ нам предстоит пересмотреть многие инструкции, отработать новые технологии управления для внедрения информационно-управляющих систем с учетом экономических показателей, а также выпустить новые методики статистического анализа, которые будут выдавать информацию не только о количестве подвижного состава, но и качественную оценку эксплуатационных показателей, их экономическую эффективность.
В итоге вспомогательная информационно-технологическая система должна стать частью действующей технологии управления эксплуатационной деятельностью ОАО «РЖД».
С июля данные по железным дорогам будут представляться не только на отчетный час 18.00, но и по шестичасовым периодам суток. Для этого предстоит разработать новые методические положения и рекомендации по почасовому учету наличия вагонного парка.
Для ликвидации погрешности учета по таким важнейшим показателям работы ОАО «РЖД», как наличный вагонный парк и оборот вагона, следует поставить на научную основу весь положительный опыт создания и внедрения новых информационных технологий учета и управления вагонными парками.
В итоге должна быть обеспечена полная автоматизация сбора первичной информации, создана единая автоматизированная база данных железнодорожного транспорта в электронном виде.
Эти меры позволят существенно повысить качество учета и улучшить управляемость компании.
Завершается разработка технических регламентов проведения расчетов по каждой железной дороге с одновременным представлением данных как по существующей, так и новой методике.
Сроки и качество внедрения нового метода зависят от того, как быстро сумеют перестроиться, прежде всего психологически, все участники перевозочного процесса. Поэтому на дорогах, на мой взгляд, необходимо разработать систему материального стимулирования управленческого персонала за равномерность и ритмичность работы по основным показателям (передача, погрузка, выгрузка) и методики по их учету.

Беседовал
Виталий ТЕТЕРЯТНИК

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31