28 июля 2021 08:23

Молодежь у нас очень хорошая

Беседовала Елена МИРОШНИКОВА

Ветераны продолжают трудиться на благо железнодорожного транспорта. Теперь эта работа носит общественный характер. Однако председатель Центрального совета ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта России Анатолий Сиденко уверен, что 700 тыс. ветеранов отрасли – серьезный актив компании.

– Анатолий Яковлевич, какие задачи совет ветеранов железнодорожников считает для себя приоритетными?
– Главная цель организаций ветеранов войны и труда – защита гражданских, социально-экономических прав пенсионеров, ветеранов войны и труда, решение вопросов по оказанию им помощи в медицинском и бытовом обслуживании, улучшение их материального благосостояния и решение многих других вопросов. В целом мы призваны защищать тех, кто по возрасту и состоянию здоровья не может защитить себя сам.

– Среди ветеранов много энтузиастов, занимающихся общественной работой.
– Регулярно проходят встречи с молодежью – учащимися железнодорожных техникумов и вузов. Одна из последних прошла в Московском колледже железнодорожного транспорта, в этом месяце нам предстоит встреча со студентами Ростовского государственного университета путей сообщения. Могу сказать, что молодежь у нас очень хорошая. Ее интересует опыт старшего поколения, которым ветераны охотно делятся. И в рамках учебных пособий, таких как «Информатизация на железнодорожном транспорте» под редакцией И.В.Харлановича, и при помощи многотомника «Герои стальных магистралей», собравшего воспоминания о военном и трудовом подвиге железнодорожников.
Особо хочу отметить, что одной из наиболее серьезных производственных задач, стоящих перед ветеранами, является содействие обеспечению безопасности движения поездов. Здесь опыт ветеранов неоценим. Они обучают молодых исполнителей. Эта работа может осуществляться как непосредственно, так и путем наставничества, шефства ветеранов над молодежью в рамках отраслевых программ, таких как «Молодежь ОАО «РЖД», госпрограмма «Патриотическое воспитание граждан Российский Федерации на 2006 – 2010 годы». Именно так в прошлом году ветераны вносили свой посильный вклад в обеспечение перевозочного процесса, подготовку молодых специалистов, организацию общественного контроля за соблюдением безопасности движения.
Например, в локомотивном депо Абакан группа ветеранов-активистов участвовала в комиссионных осмотрах локомотивов и проверке качества их ремонта. Подобная работа проводится в локомотивных депо Иланская, Боготол, Красноярск.
На Свердловской дороге ветераны участвуют в рационализаторской деятельности, которая касается как вопросов, связанных с производством, так и безопасности движения и труда. На Пермском отделении работали 45 общественных инспекторов из числа ветеранов, которые в прошлом году провели свыше 90 проверок соблюдения правил ремонта, содержания и эксплуатации технических средств, подвижного состава, пути. Выявили 112 отступлений от норм.
Активно работает в этом направлении совет ветеранов Северной железной дороги, который разработал «Положение об участии пенсионеров-железнодорожников в профилактике безаварийной работы в качестве общественных инспекторов по безопасности движения поездов», которое определило статус таких инспекторов, порядок их работы и права. И такие примеры общественной работы ветеранов можно перечислять долго.

– Насколько уверенно чувствует себя совет ветеранов в период реформирования отрасли?
– Компания развивается в соответствии с требованиями времени, когда многое определяют законы рынка. Не скрою, в связи с реорганизацией возникал ряд проблем. Например, при разделении вагонных депо на ремонтные и эксплуатационные вставал вопрос – как делить ветеранскую организацию предприятия и распределять на нее денежные средства? Или же, если ветеранская организация относится к дирекции по обслуживанию пассажиров, как провести для ее участников праздник в Доме культуры, который находится в ином подчинении? Тем не менее эти проблемы решаются. Руководством ОАО «РЖД» было принято решение разделять штат работников ветеранских организаций по видам хозяйственной деятельности.

– Как ветеранские организации встретят 62-ю годовщину Победы?
– В столице 9 Мая с Киевского вокзала отправится ретропоезд на паровозной тяге. Он привезет ветеранов на Поклонную гору, где их будут ждать митинг, концерт, подарки, праздничный обед. В региональных организациях тоже готовятся праздничные программы. Президент ОАО «РЖД» Владимир Иванович Якунин поздравил всех ветеранов и своим распоряжением выделил 230 млн руб. на материальную помощь участникам войны.

– Чего бы вы пожелали ветеранам в канун праздника?
– В первую очередь, конечно, здоровья. Увы, каждый год немало заслуженных людей уходит на вечный покой. И еще, конечно, энергии и оптимизма, желания продолжать общественную деятельность. Нам еще воспитывать молодых!

Беседовала Елена МИРОШНИКОВА


Досье «Гудка»
    Анатолий СИДЕНКО в 1964 году пришел работать на Куйбышевскую железную дорогу маневровым диспетчером. Работал начальником отделения, затем первым заместителем начальника Северо-Кавказской железной дороги. В 1985-м стал первым заместителем начальника Главного управления движения МПС СССР. Затем с 1988 по 1996 год – заместителем министра путей сообщения. Избирался Председателем Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ. После ухода на пенсию в 2005 году был избран председателем Центрального совета ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта России.


Справка «Гудка»
    Общероссийская общественная организация ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта объединяет более 700 тыс. человек, из них 28,5 тыс. – участники Великой Отечественной войны, почти 140 тыс. – труженики тыла. Шестеро ветеранов-железнодорожников носят звание Героя Советского Союза, 48 – Героя Социалистического Труда.

    117 тыс. ветеранов получают дополнительную корпоративную пенсию – величина ее варьируется в зависимости от стажа и в среднем составляет 1645 руб. Также 590 участников совета получают ежемесячные выплаты через благотворительный фонд «Почет». В целом сумма таких выплат составляет более 2 млрд руб. в год. Кроме того, президент ОАО «РЖД» подписал указ о том, что с 1 января текущего года размер выплат каждому ветерану увеличивается на 50 руб. Ежегодно на все выплаты ветеранам выделяется около 5,5 млрд руб.


Екатерина Алексеевна ПРОЧУХАН, секретарь Центрального совета ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта России:
    – Война застала меня студенткой Ленинградского железнодорожного техникума. Летом 1941 года я отрабатывала практику на строительстве одного из объектов кольцевой дороги вокруг города. Первые картины войны были ужасны – неподалеку начались бомбежки станции Веймарк. В считанные дни ее превратили в руины, кругом лежали тела убитых людей, животных.
    В середине августа пришел приказ о срочной эвакуации. И я как была в летнем платье и резиновых тапочках, так и отправилась в неизвестность в вагоне-теплушке. На оккупированной территории на западе Ленинградской области осталась мама. О ее судьбе я ничего не знала долгих три года.
    Возили нас аж до конца осени – никак не могли определить, где оставить. Наконец я обрела временное пристанище у станции Ардаши нынешней Горьковской железной дороги. Поскольку мужчин на стройке почти не осталось, меня назначили мастером. В подчинении у меня, 19-летней, была целая бригада.
    Вручную разбивали земляное полотно, строили штольню для осушения косогора на участке Ардаши – Рехино. Насколько мне известно, эта штольня действует и по сей день.
    В 1943 году меня направили на учебу в Новосибирск на средне-технические курсы НКПС – там готовили специалистов для восстановления искусственных сооружений. В 1944 году я отправилась поднимать разрушенную Эстонию. Окрестности шоссе Ленинград – Таллин представляли собой жуткое зрелище – сгоревшие деревни с торчащими, как памятники, трубами печей.
    Сам Таллин не был сильно разрушен, чего нельзя сказать об объектах железной дороги. От вокзала остались одни руины. Я начала работу в составе организованного управления строительно-восстановительных работ Эстонской железной дороги. Восстанавливали железнодорожную инфраструктуру в Нарве, Тапа, Йыхви…
    Ситуация, которая сегодня сложилась в Эстонии, конечно, глубоко возмущает – с этим нельзя мириться. Помню, когда закончилась война и с запада через Таллин шли воины-освободители, все улицы были полны народу, среди них были и русские, и эстонцы. Все одинаково радовались победителям. Не думаю, что радость победы над фашизмом вычеркнута из памяти этой страны. Две мои сестры живут в Таллине. И я слышу от них, что их соседи-эстонцы нашего поколения до сих пор с теплотой вспоминают советское время. Думаю, нынешняя ситуация больше создана властью, нежели народом.

    Досье «Гудка»
      Родилась 25 ноября 1923 года. С 1944 по 1949 год работала в управлении строительно-восстановительных работ Эстонской железной дороги. В 1951 году перешла на работу в аппарат МПС. С 1984 года – секретарь Центрального совета ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта России.
      Награждена медалями «За доблестный и самоотверженный труд в период ВОВ», «За победу над Германией», знаками «Почетный железнодорожник» и «Почетный ветеран железнодорожного транспорта».

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31