25 июля 2021 07:08

Запрещенный медицинский прием

Андрей ИВАХНОВ

Прием лекарств водителем, машинистом или пилотом может стать причиной массовой гибели людей. Впервые открыто подняли эту проблему, а также предложили ее решение на государственном уровне Российская ассоциация железнодорожной медицины и департамент здравоохранения ОАО «РЖД».

Как уже сообщал «Гудок», на прошлой неделе в рамках национального конгресса «Человек и лекарство» железнодорожные медики проводили специализированную конференцию «Профессия и лекарство», главными темами которой стали исключение негативного влияния лекарств на профессиональные качества людей, обеспечивающих безопасное движение на транспорте, а также обучение медиков правильному назначению лекарств.


Лекарства и безопасность

Многие лекарства могут отрицательно влиять на профессионально значимые качества людей, работа которых требует высокого уровня бодрствования, быстрых реакций, постоянной готовности к экстренным действиям. Речь идет о членах локомотивных бригад на железных дорогах и машинистах метрополитена, о летчиках и водителях городского транспорта, работниках плавсостава, машинистах строительных кранов и других специалистах операторских профессий.

Список лекарств, которые могут вызывать сонливость, заторможенность реакций, головокружения, обмороки, нарушения зрения, то есть опасны для приема во время управления транспортом, впервые был составлен в Бельгии в 1999 году. Через три года такой же список был обнародован в Испании и два года назад, расширенный, – во Франции. В 2005 году в странах Европейского союза (ЕС) появился международный перечень таких препаратов, в который внесены более 140 лекарственных средств. Раз в полгода этот документ обновляется. В нем можно увидеть наименования многих знакомых всем препаратов, которые свободно продаются в аптеках, – снотворные, успокаивающие и обезболивающие средства, препараты, снижающие давление, и другие.

По инициативе тех же бельгийцев во многих европейских странах на упаковки с потенциально опасными для водителей препаратами наносятся броские пиктограммы – например, красные треугольники с изображенными внутри автомобилями.

– На упаковках лекарств, которые продаются в российских аптеках, таких значков нет, – сказал вице-президент ОАО «РЖД» Олег Атьков, выступая на конференции. – В аннотациях к лекарствам чаще всего лишь скупые предупреждения – беречь от огня, хранить в местах, недоступных для детей. Поэтому мы выходим с инициативой к Минздравсоцразвития о создании при этом ведомстве эффективно действующей рабочей группы, в составе которой были бы также представители фирм-производителей, медицинских сообществ, транспортников. Это должно быть сделано безотлагательно. Рабочей группе необходимо сформировать список опасных для операторов лекарств с учетом российских препаратов и постоянно его обновлять, а также разработать маркировку и план профилактических мероприятий. При этом мы готовы поделиться своим опытом и наработками в этой области.

В РЖД этими проблемами уже много лет занимается кафедра железнодорожной медицины Российской академии путей сообщения, которую возглавляет профессор Анатолий Цфасман. Под его руководством несколько лет назад вышло учебное пособие «Лекарственные средства и безопасность движения поездов», и оно уже два раза переиздавалось с дополнениями.

– Результаты наших исследований, – сообщил Анатолий Цфасман, – позволяют теперь прогнозировать, у кого из железнодорожников, скорее всего, проявится отрицательное действие нежелательных препаратов, а кто к ним устойчив. Отдельное направление работы – поиск корректоров, то есть лекарственных средств, которые должны убирать нежелательный побочный эффект, не снижая действия базовых препаратов.

Однако, по словам профессора Цфасмана, очень важно разобраться в проблеме на федеральном уровне. «В кабинах электровозов установлены системы остановки локомотива в случае ухудшения самочувствия машиниста, и к тому же рядом находится помощник, который способен предотвратить катастрофу. Ничего этого нет в автомобилях, а потому и опасность приема недозволенных препаратов на автотранспорте несравненно более велика. По европейской статистике, причиной 30% транспортных происшествий, произошедших по вине водителей, становится алкоголь, а еще 16% – прием недозволенных лекарств. Но если на алкоголь провинившихся водителей проверяют всегда, то на лекарства не проверяют никогда. У нас все понимают, что человек не может пьяным сесть за руль, но вне поля зрения остается то, что он не имеет права управлять автомобилем, приняв определенные лекарства. Это плохо знают не только больные, но и врачи, и провизоры в аптеках, поэтому и тех, и других, и третьих надо учить», – прокомментировал Анатолий Цфасман.


Ответственность врача

«К сожалению, практика показывает, что врачи – и среди них из системы здравоохранения железнодорожного транспорта – нередко назначают машинистам опасные с позиций негативного действия на профессионально значимые качества лекарства. Поэтому особое внимание необходимо уделить подготовке медперсонала», – отметил в своем выступлении руководитель департамента здравоохранения ОАО «РЖД» Сергей Краевой.

Клинически недостаточно изучен вопрос о комплексном применении лекарств от разных болезней, которые выписывают подчас разные врачи или же пациенты приобретают по чьим-то «добрым» советам. Их одновременный прием может вызывать самые непредсказуемые реакции организма.

В итоге участники конференции определили основные задачи по специальной подготовке медработников как на отраслевом, так и на федеральном уровне.

– В дорожных больницах предусмотрена должность «клинический фармаколог», – пояснил Анатолий Цфасман. – Но штаты учреждений не везде укомплектованы такими специалистами. И сейчас департаменту здравоохранения ОАО «РЖД» предстоит решить этот вопрос. Обучение отраслевых медработников на нашей кафедре мы начнем именно с клинических фармакологов. Кроме того, будут организованы семинары для цеховых врачей. Необходимо акцентировать их внимание, чтобы они обязательно следили за тем, что их подопечным назначают не в отраслевых больницах. По предложению Олега Атькова в обучающих программах будет задействована и телемедицина.

Разработкой обучающих программ для врачей федерального здравоохранения должна также заняться рабочая группа, создание которой предложили отраслевики. По мнению академика Александра Чучалина, президента Национального конгресса «Человек и лекарство», предложения железнодорожных медиков как нельзя кстати. «Кроме непосредственного информирования врачей, а также стимулирования их образовательной инициативы – чтобы специалисты рассказывали своим пациентам о вреде самолечения, – необходим и административный этап программы, который предусматривает жесткий мониторинг за деятельностью врачей в части назначения потенциально опасных препаратов. Думаю, эти вопросы в ближайшее время должны быть рассмотрены в Минздравсоцразвития», – отметил академик Чучалин.

Андрей ИВАХНОВ


Операторские профессии:
    – водители транспортных средств категорий А, В, С, Д, Е, мотоколясок, тракторов, мотоблоков и др.;
    – авиационный персонал гражданской авиации и другие лица, подлежащие медицинской сертификации во врачебно-летных комиссиях;
    – работники железнодорожного транспорта и метрополитена, связанные с движением поездов и работой на линиях;
    – работники плавсостава;
    – высотники и машинисты кранов;
    – операторы котельных, работники службы газового и котлонадзора.


Система информирования пациентов и медработников в странах Евросоюза
    – В Нидерландах внедрена система пиктограмм и классификации лекарственных средств по степени риска.

    – В Норвегии организована образовательная программа для врачей и фармацевтов, касающаяся руководства по назначению лекарственных препаратов, которые влияют на профессиональные качества лиц ораторских профессий.

    – В Испании опубликовано руководство для врачей и фармацевтов по назначению препаратов с учетом их безопасности для лиц операторских профессий.

    – В Швеции система красного треугольника была приостановлена из-за риска параллельного импорта.

    – В Великобритании проводились консультации и дискуссии между министерством транспорта и агентством по контролю за лекарственными средствами.

    – Во Франции введена трехуровневая маркировка лекарственных средств: желтый треугольник с автомобилем внутри – для легких препаратов, означает «прочитайте внимательно вкладыш перед вождением», оранжевый – «не водите машину без консультации с медицинским работником», красный – «не водите машину без консультации вашего врача или в течение определенного периода».

    По данным ОАО «РЖД»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31