25 июля 2021 20:05

Минпромэнерго сработало по схеме

Елена ПОПОВА

Правительство до 1 сентября скоординирует генеральную схему размещения объектов электроэнергетики и долгосрочную стратегию развития железнодорожного транспорта.

Министерство промышленности и энергетики представило в правительство и президенту Владимиру Путину генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. Эта программа не согласована с ОАО «РЖД», хотя железнодорожный транспорт играет важнейшую роль в обеспечении добычи и доставки угля на новые энергетические объекты. На вопрос «Гудка», принимало ли ОАО «РЖД» участие в подготовке генеральной схемы, начальник департамента макроэкономического планирования и прогнозирования Юрий Елизарьев ответил отрицательно. «На этапе разработки плана ни Минпромэнерго, ни РАО «ЕЭС России» к нам не обращались, наших интересов и потребностей никто не учитывал, – сообщил Юрий Елизарьев. – Но буквально вчера представитель РАО «ЕЭС России» предложил нам провести совместную работу по доработке схемы с учетом интересов нашей компании. Так что мы надеемся, что все интересы будут соблюдены».

По информации «Гудка», по итогам рассмотрения генеральной энергетической схемы у президента Владимира Путина будет подготовлено его поручение к правительству: о согласовании планов энергетиков с долгосрочными планами развития естественных монополий. В том числе с базовым документом железнодорожников – «Стратегией развития ОАО «РЖД» до 2030 года».

Напомним, что энергетическая схема основывается на резком увеличении атомной, угольной и гидрогенерации для сокращения потребления газового топлива. «Доля газовой генерации в выработке электроэнергии снизится с сегодняшних 43% до 35%. При этом доля угольной генерации возрастет с 23% до 31%, а атомной – с 16% до 20%. В период до 2020 года мощность атомных станций увеличится в 2,3 раза, мощность угольной генерации – в 1,7 раза, гидростанций – на 47%», – заявил, представляя генеральную схему, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко.

Кроме того, в генеральной схеме есть существенные изменения маршрутов прокладки сетей между регионами, а для разрешения проблемы энергодефицита в центральной части России решено построить два новых энергетических кольца вокруг Москвы и кольцо вокруг Санкт-Петербурга.

Разумеется, это напрямую касается ОАО «РЖД». «Генеральной схемой предусмотрено размещение новых объектов угольной генерации в европейской части России, – замечает руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. – Объем новых перевозок угля в этот регион из Сибири составит около 15 – 20 млн тонн в год. Это повлечет за собой необходимость расширения пропускной способности магистральной железнодорожной сети, а также расширения существующих или строительства новых подходов к новым угольным электростанциям. Затраты на железнодорожную инфраструктуру в этом случае превысят 30 млрд руб., а затраты на закупку дополнительного подвижного состава – 20 тыс. полувагонов и до 200 – 300 локомотивов – составят около 7 млрд руб.» Заметим, что планы Минпромэнерго вызовут значительное увеличение перевозок строительных материалов и крупных энергетических агрегатов в различные регионы страны, а к новым электростанциям и месторождениям придется прокладывать новые железнодорожные ветки.

«С учетом разработанной генсхемы в дальнейшем может потребоваться корректировка Транспортной стратегии России до 2020 года в части объемов перевозок, их направления и структуры», – замечает Владимир Савчук.

Кроме того, в РЖД не понимают, решат ли новые энергетические мощности проблемы компании с собственным развитием в будущем. «Главной проблемой схемы является абсолютная непроработанность вопроса о долгосрочном распределении электромощностей по регионам и отраслям народного хозяйства, – заявил «Гудку» директор НИИЦ «Криотрансэнерго» РГУПС Николай Флегонтов, занимающийся научной оптимизацией энергоснабжения ОАО «РЖД». – У ученых нет сведений для анализа, так как энергетическая генсхема – это закрытая информация.

А вместе с тем сейчас железные дороги в разных регионах обеспечиваются электроэнергией по-разному.

Например, на Забайкальской железной дороге отключение от централизованного электроснабжения происходит до 500 раз в год». Интересно, что это уже второй стратегический документ, представленный Минпромэнерго в правительство, который оказался плохо согласован. Недавно МЭРТ и Минфин по этой же причине «зарубили» «Стратегию развития транспортного машиностроения до 2015 года».

Похоже, что опыт составления долгосрочных стратегических документов в правительстве утерян. «В государственных институтах нет центра стратегического мышления, – считает заместитель директора Института экономики РАН Сергей Сильвестров. – Также нет координирующего центра. Эту функцию должен бы выполнять МЭРТ, но у министерства нет для этого возможностей».

Елена ПОПОВА


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31