27 июля 2021 05:38

Контакт на скорости

Наталия КУРСКАЯ

Стенды для исследования токоприемников электровозов позволяют ученым ОмГУПСа изучать взаимодействие контактной сети и пантографа при высоких скоростях движения поездов.

Лаборатория «Контактные сети и линии электропередачи» встретила корреспондента «Гудка» оглушительным взрывом. Когда дым рассеялся, профессор заведующий кафедрой «Электроснабжение железнодорожного транспорта» Олег Сидоров пояснил, что именно так происходит пережог контактного провода при движении поездов на действующих линиях. Но, моделируя аварии в университетской лаборатории, ученые находят способы избежать трагедий в реальных условиях работы железных дорог. Для этого в вузе применяют самую передовую научную аппаратуру.

Например, единственный в нашей стране кольцевой испытательный стенд позволяет оценить контактное нажатие пантографа на провода с учетом аэродинамического воздействия, токовой нагрузки, провеса контактных проводов. Кроме того, в ходе экспериментов сотрудники лаборатории получают данные о нагреве контактных пластин токоприемника, вертикальных перемещениях и ускорениях его основных узлов. Комплекс предназначен для проведения исследований статических и динамических характеристик токоприемника. На этом стенде контактные провода, свернутые кольцом, вращаются по неподвижному пантографу со скоростью до 150 км/ч. Имитируя подобным образом проход токоприемника по контактной сети, ученые регистрируют интенсивность искрения проводов с помощью специальных видеокамер. Если искрение длится дольше восьми сотых долей секунды, то это считается сбоем в обеспечении надежного токосъема, и данная конструкция пантографа отправляется на доработку.

На линейном испытательном стенде ученые вуза измеряют и анализируют высотное положение, жесткость и зигзаг проводов контактной подвески. Именно на нем, в частности, испытывали контактную подвеску для скоростной линии Москва – Санкт-Петербург, имитируя скорость 262 км/ч. Среди наиболее актуальных проблем, решаемых в лаборатории, Олег Сидоров выделил продление срока службы полозов пантографов электровозов. Дело в том, что в условиях сурового сибирского климата угольные вставки токоприемников служат гораздо меньше положенной им полугодичной нормы.

Например, недавно ученые по просьбе железнодорожников изучали на станции Алтайск феномен, при котором утренняя изморось «съедает» вставку токоприемника буквально за сутки. Решение проблемы специалисты видят в применении специальных смазок и внесении изменений в конструкцию токоприемников.

Наталия КУРСКАЯ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31