30 июля 2021 20:22

Бизнес ищет пути обхода

Георгий ЛЕТОВ,<br /> соб. корр. «Гудка»<br /> Екатеринбург

Промышленные предприятия Пермского края готовы профинансировать разработку проекта строительства новой железнодорожной ветки, которая обойдет подтопленные калийные шахты в городе Березники.

Ученые и промышленники Соликамско-Березниковского узла в Пермском крае настаивают на скорейшем строительстве новой железнодорожной ветки Яйва – Соликамск, которая на расстоянии десятка километров обойдет шахту первого рудоуправления ОАО «Уралкалий». Как не раз писал «Гудок», в октябре прошлого года здесь началось подтопление рудников.

«О своей готовности объединиться в пул для совместного инвестирования разработки проектного положения уже заявили крупнейшие предприятия региона – ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», ОАО «Азот», ОАО «Сода», ОАО «Сильвинит», ОАО «Соликамскбумпром» и ряд других», – рассказал «Гудку» генеральный директор Института аэрокосмического приборостроения РАЕН Роберт Мухамедяров (его учреждение осуществляет высокоточный мониторинг аварийного района в Березниках при помощи установленных на вертолетах тепловизоров). По его словам, промышленники всерьез обеспокоены перспективой проседания грунта в зоне шахты.

«Перспективы окрестностей аварийной шахты первого рудоуправления ОАО «Уралкалий» плохие, не исключены новые аварии, – уточнил Роберт Мухамедяров. – Проседание грунта может произойти у поселка Новая Зырянка близ Березников уже в конце мая – начале июня, когда Камское водохранилище в результате весенних паводков максимально заполнится водой. В результате как основной путь в районе Березников, по которому сейчас идут поезда, так и построенная вскоре после начала подтопления обходная ветка, огибающая рудник Первого рудоуправления на расстоянии всего нескольких сотен метров, могут просто выйти из строя. Ученые и директора крупных предприятий региона понимают, что уже сегодня жизненно необходим новый путь, который радикально обойдет все рудники».

По словам начальника станции Березники Павла Шабдарова, нынешнее состояние путей пока позволяет пропускать грузовые поезда без ограничений веса и скорости, за ними следят железнодорожники и газоспасатели.

Пассажирское же движение здесь по-прежнему закрыто. Четыре пассажирских и два пригородных поезда в сторону Соликамска были отменены еще осенью, сейчас их дублируют автобусы. Впрочем, с началом весны владельцы садовых участков начали обращаться к руководству Пермского отделения с вопросами о перспективах возобновления пригородного сообщения на участке Березники – Соликамск. Сейчас этот вопрос обсуждается с правительством Пермского края. По предварительным подсчетам, организация движения электричек с мая по сентябрь может обойтись СвЖД около 1,7 млн руб. Если региональные власти компенсируют эту сумму из краевого бюджета, пассажирское движение может быть восстановлено.

При этом, как подчеркивает заместитель начальника Пермского отделения СвЖД Алексей Шило, речь идет о возможном возобновлении пассажирских перевозок лишь от Березников до Соликамска. На аварийном участке Березники – Березники-сортировочные оно по-прежнему исключено. «Мы не имеем права подвергать опасности здоровье и жизнь людей и осуществлять пассажирское движение в аварийной зоне», – заявил глава отделения.

Между тем состояние путей отслеживают специалисты СвЖД и ОАО «Уралкалий». «Ждем, как поведут себя земляное полотно и верхнее строение пути ближе к лету, – сказал Павел Шабдуров. – По прогнозам директора Горного института Уральского отделения РАН Аркадия Красноштейна, оседания на перегоне начнутся только к концу текущего года». Правда, аргументировать свои прогнозы «Гудку» член-корреспондент РАН отказался.

Как отмечают в самом «Уралкалии» со ссылкой на главного геолога компании Николая Кузнецова, итоги проведенного в первой половине апреля мониторинга ситуации на руднике показали, что поступление надсолевых вод и рассолов в рудник стабильное, без признаков резкого увеличения и составляет около 2,2 тыс. куб. м в час. Не зафиксировано ни одного сейсмического явления, однозначно связанного с процессами разрушения в контролируемом массиве горных пород. Нет и аномальных отклонений в режиме поверхностных водоемов и водотоков. По данным геологов, в районе жилой застройки Березников с момента аварии скорость оседания осталась такой же, как и полтора-два года назад, – 17 – 18 мм в год.

Как сообщил «Гудку» пресс-секретарь ОАО «Уралкалий» Алан Басиев, скорость оседания земной поверхности под железнодорожным полотном весной замедлилась: если в течение предыдущих четырех месяцев она составляла 4 – 5 мм в месяц, то в марте – всего 1 – 2 мм.

По решению руководства ОАО «Уралкалий» в текущем году плановые инвестиции в научно-исследовательские и проектные работы увеличены в 2,5 раза – с 37 млн до 92 млн руб. Компания привлекает специалистов отраслевых институтов к экспертной оценке практически всех производственных проектов. «Совместно с учеными-горняками была разработана целевая программа закладки шахтных пустот под Березниками, благодаря ее осуществлению удалось избежать негативных последствий для города. После аварии именно благодаря ученым мы сумели в кратчайшие сроки разработать и внедрить программу мониторинга ситуации, что позволяет с большой точностью прогнозировать ее развитие. Мы намерены и впредь уделять большое внимание сотрудничеству с научными институтами», – заявил заместитель генерального директора ОАО «Уралкалий» Сергей Дьяков.

Как сообщили «Гудку» на Свердловской железной дороге, пока никаких обращений от промышленных предприятий региона по участию в разработке проекта строительства новой железнодорожной ветки на СвЖД не поступало. Сама же дорога совместно с региональными властями уже сейчас просчитывает варианты строительства обходной линии. Так называемый оперативный план предусматривает строительство обхода длиной 4 км, более долгосрочный – возведение линии Яйва – Соликамск протяженностью 53 км. Окончательное решение по этому вопросу будет приниматься на уровне Правительства России.

«Ситуация такова, что нужно перестраховываться: слишком велик риск с точки зрения потерь для промышленных предприятий региона и краевого бюджета. Важно найти оптимальное решение уже в течение ближайших двух недель. Думаю, все, что зависит от нас, мы сделаем. Будем строить все, что необходимо, и выделять на это собственные ресурсы с тем, чтобы потом предъявить запрос о компенсации из федерального бюджета», – заявил в минувшую пятницу губернатор Пермского края Олег Чиркунов.

Георгий ЛЕТОВ,
соб. корр. «Гудка»
Екатеринбург

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31