23 июля 2021 21:54

Мегапроект из Евразии в Америку

Вячеслав ЗАКАТАЕВ

Вчера Совет по изучению производительных сил при МЭРТ представил проект строительства трансконтинентальной магистрали (ТКМ) Евразия – Америка через Берингов пролив.

Представлявший проект заместитель председателя Совета по изучению производительных сил (СОПС) при МЭРТ Витор Разбегин сообщил, что магистраль протяженностью 6 тыс. км должна пройти по маршруту Якутск – Магадан – Анадырь – Уэлен – Ном – Фербэнкс – Форт-Нэльсон. Предварительная стоимость проекта составляет $65 млрд. Из них в $12–15 млрд оценивается строительство железнодорожной инфраструктуры, еще в $10–12 млрд – прокладка 100-километрового тоннеля под Беринговом проливом. Порядка $30 млрд нужно на освоение природных ресурсов в регионе пролегания магистрали.

Господин Разбегин не смог ответить на вопрос «Гудка» о сроках начала разработки проектно-сметной документации (ПСД). Однако заявил, что проектировщика будут отбирать на тендере, организованном правительством либо Росжелдором. Он уточнил, что ПСД может быть разработана за три года, стоимость этих работ составит 3 – 4% от стоимости проекта, то есть около $2 млрд.

Представитель СОПС назвал и прогнозные объемы перевозок по магистрали: 60 – 80 млн тонн в год через тоннель, а с учетом внутрироссийских перевозок на вновь построенной линии – до 100 млн тонн грузов в год. Годовой доход от железнодорожных перевозок он оценил в $8 – 10 млрд.

По мнению заместителя руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Виктора Быстрова, реализация проекта возможна в рамках государственно-частного партнерства, в частности на основе концессионных соглашений. Конкретизировать концессионеров господин Быстров не стал.

По мнению генерального директора Агентства управленческих технологий Сергея Лопарева, проект ТКМ является утопическим. «Есть много первостепенных задач, на которые следует направлять средства. Например увеличение объемов производства продукции транспортного машиностроения и развитие железнодорожной инфраструктуры», – заявил он «Гудку».

Заместитель начальника департамента экономического прогнозирования и стратегического развития ОАО «РЖД» Сергей Постников рассказал «Гудку», что компания в рамках стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года предлагает проект строительства линии Правая Лена – Зырянка – Уэлен протяженностью 3,5 тыс. км. «Мы видим ее как продолжение строящейся линии на Якутск. Предполагается ответвление и на Магадан. Линия должна рассматриваться как стратегическая и строиться за счет федерального бюджета, возможно, с привлечением средств из бюджетов регионов», – рассказал Сергей Постников. Он уточнил, что в перспективе может быть рассмотрен вопрос финансового участия РЖД в проекте ТКМ. Пока компания намерена сконцентрироваться на модернизации существующей сети дорог.

Детально проект ТКМ обсудят 24 апреля на первой международной конференции «Мегапроекты Востока России».

Вячеслав ЗАКАТАЕВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31