28 июля 2021 07:48

Железные дороги участвуют в решении задач государства

Вадим Морозов, первый вице-президент ОАО «РЖД»:

– Ускорение процессов глобализации на мировом рынке, предстоящее вступление нашей страны в Всемирную торговую организацию требуют от транспортников России опережающего развития мощностей для экспортно-импортных и транзитных перевозок грузов. Эффективное решение данной задачи возможно только в тесном взаимодействии нескольких видов транспорта. Ключевая роль здесь отводится железным дорогам и судоходным компаниям. Однако морские порты в этой транспортной цепочке – связующее звено, зачастую определяющее для грузовладельцев эффективность и привлекательность всей интермодальной схемы перевозок.

В связи с этим важнейшим направлением развития транспорта является интеграция работы ОАО «РЖД» с морскими портами в рамках международных транспортных коридоров и создание эффективных технологий перевозок внешнеторговых грузов.

За 2006 год перевозки внешнеторговых грузов через порты России, стран СНГ и Балтии возросли по сравнению с 2005-м на 2,2% и составили 267,1 млн тонн. Основную долю в этом объеме перевозок (92%, или свыше 245 млн тонн) составили экспортные грузы. Высокими темпами росли транзитные перевозки: в портах России, Украины и стран Балтии было переработано 12 млн тонн транзитных грузов, что на 29% выше уровня 2005 года.

Такие темпы роста ведут к существенному увеличению нагрузки на порты: за последние четыре года объем перевозок, например, только через порты Северо-Запада вырос в 2,3 раза. В дальнейшем эта тенденция сохранится. Так, объемы перевозок грузов направлением только на порты Северо-Запада в 2010 году могут возрасти по сравнению с 2005-м в 1,9 раза, в 2015-м – в 2,4 раза и к 2020 году – в 2,8 раза.

ОАО «РЖД» ставит себе задачу полного удовлетворения спроса на перевозки в направлении портов. Компания проводит масштабные работы по усилению инфраструктуры магистральных линий и внедрению прогрессивных технологий перевозочного процесса.

Это прежде всего завершение электрификации с переустройством станций для пропуска тяжеловесных и длинносоставных поездов на участках Северной и Октябрьской железных дорог, дающих выход к портам Северо-Запада РФ. А также развитие подходов к портам и припортовым станциям на Юге России, строительство современного контейнерного терминала на Дальнем Востоке.

Кроме того, в ОАО «РЖД» разрабатываются региональные генеральные схемы развития железнодорожного и морского видов транспорта на перспективу, где развитие инфраструктуры рассматривается комплексно для всего транспортного узла региона.

Для освоения растущих объемов перевозок на дальних подходах к портам Северо-Запада за последние 3 года выполнены работы по строительству вторых путей, электрификации, удлинению приемо-отправочных путей на лимитирующих полигонах. Значительные средства вложены в развитие предпортовых станций в Санкт-Петербурге, Усть-Луге, Высоцке, Калининграде. Общий размер инвестиций на эти цели составил около 45 млрд руб. (в действующих ценах).

Отмечу, что подчас мы вкладываем средства не в освоение нового грузопотока, а в создание условий для его перераспределения с конкурирующих направлений.

Примерно такие же условия складываются в районе Азово-Черноморского бассейна, где происходит конкурентная борьба российских и украинских портов. Растущие грузопотоки, следующие через порты Азово-Черноморского бассейна, потребовали от нас строительства вторых путей на участках Саратов – Петров Вал, Сызрань – Сенная. Реконструируется участок Котельниково – Тихорецкая. Ведется реконструкция Большого и Малого Новороссийских тоннелей. Выполнены работы по развитию предпортовых станций в Новороссийске и Туапсе. Суммарный объем инвестиций на усиление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна за последние 3 года составил 33 млрд руб.

На усиление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Дальневосточного бассейна за последние 3 года было направлено порядка 20 млрд руб. В 2003 году полностью завершена электрификация Транссиба (участок Свиягино – Ружино), что позволило ввести сквозную технологию вождения поездов массой 6 тыс. тонн. Ведутся работы по реконструкции Рачинского, Лагар-Аульского и Кипарисовского тоннелей, сетевой сортировочной станции Хабаровск-2. Получили развитие предпортовые станции во Владивостоке, Находке, Восточном.

В настоящее время в результате проводимой государством тарифной политики в области железнодорожных грузовых перевозок созданы благоприятные условия для загрузки российских морских торговых портов. Железнодорожники активно участвуют в реализации государственной геополитической задачи, но и портовики должны немало сделать для развития инфраструктуры портов, пересмотреть уровень своих ставок фрахта и суммы сборов.

Задача эффективного взаимодействия видов транспорта не может быть решена только за счет одного, железнодорожного, элемента транспортного процесса. Она требует системных сбалансированных действий от всех участников перевозок. Именно поэтому вопрос организации взаимодействия железных дорог и морских портов является важнейшим составным элементом транспортной стратегии России.

Системный характер проблемы организации взаимодействия нескольких видов транспорта требует разработки и реализации комплекса согласованных мероприятий правового, организационного, финансово-экономического, методического, информационного и технологического характера.

Основными задачами должны стать: во-первых, совершенствование нормативной базы и последовательное внедрение логистических принципов на этапе организации перевозок грузов в порты. В основу таких решений необходимо положить современные информационные технологии.

Во-вторых, формирование логистических центров, глобальной задачей которых должно стать ускорение продвижения материальных потоков, снижение суммарных затрат отправителей и получателей грузов.

Предварительные оценки показывают возможности повышения эффективности транспортной системы минимум на 5 – 10%, а по отдельным участкам и на 20%, без дополнительных инвестиций в транспортную инфраструктуру.

Одним из ключевых факторов оптимизации совместной работы может стать современная эффективная технология сменно-суточного планирования погрузки/выгрузки, обеспечивающая введение своевременной и адекватной корректировки данных, согласованных между участниками перевозок в целях достижения синергетического эффекта. Такая технология позволит избежать форс-мажорных конвенций по портам, снизить фактор дефицита вагонов, позволит сократить время простоя подвижного состава под грузовыми операциями и наиболее полно удовлетворить потребности в перевозках внешнеторговых грузов.

В-третьих, разработка совместных бизнес-планов, реализация совместных проектов. В настоящее время ОАО «РЖД» и ОАО «Компания Усть-Луга» разрабатывают бизнес-план совместного предприятия, которое призвано стать эффективной рыночной структурой, способной обслуживать растущий объем грузопотоков через морской торговый порт Усть-Луга, развивать сопутствующие конкурентные виды деятельности, и в конечном счете конкурентоспособным грузовым оператором.

Важным преимуществом такой компании является единство технологического и диспетчерского управления развитием инфраструктуры и диспетчерского управления внутрипортовыми операциями по подаче/уборке вагонов.

В-четвертых, разработка совместных международных проектов. ОАО «РЖД» рассмотрен вопрос о создании логистических компаний совместно с зарубежными партнерами – лидерами транспортного бизнеса.

Внедрение принципов логистики в практику работы совместных предприятий, работающих на транспортном рынке, будет способствовать оптимизации продвижения грузопотоков и повышению эффективности использования транспортных средств.

В-пятых, организация единого электронного документооборота и совместная разработка новых информационных технологий.

Все эти меры позволят российским транспортным компаниям быстрее интегрироваться на мировом транспортном рынке, упростить движение грузопотоков.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31