28 июля 2021 06:36

«Маска» обрела лица

Саша МАСЛОВА

Розданы «Золотые маски» – главные театральные награды России.

Завершился тринадцатый национальный театральный фестиваль «Золотая маска», вручены премии – венецианские маски в масштабе один к одному и маленькие нагрудные значки из золота и бриллиантов, единственная материальная ценность на этой и без того высокорепутационной премии. По общему мнению, жюри в этом году мирно раздало всем сестрам по серьгам, хотя без «буканья» и шиканья совсем не обошлось. Главная битва разыгралась вокруг главной номинации – лучший драматический спектакль большой формы. Боролись петербургский «Лир» Льва Додина и московский «Мнимый больной» Сергея Женовача.

Большинство членов жюри нашли «Лира» спектаклем глубоко формальным, лишенным глубоких и живых шекспировских страстей в их сценическом выражении, а прозаическую читку (хороший, заметим, авторский перевод дочери режиссера Дины Додиной) сочли чрезмерно высокопарной, напыщенной и подавляющей. Петр Семак, ради роли сумасшедшего Лира с начала репетиций зримо постаревший на несколько десятков лет, удостоен спецприза жюри. «Мнимый больной» на фоне оставшихся номинантов действительно выглядел фаворитом, хотя при прочих равных я бы отдала спецприз жюри, «утешающий» проигравший спектакль, Александру Абдулову за роль МакМерфи в ленкомовском спектакле «Затмение» по «Пролетая над гнездом кукушки». В абдуловском МакМерфи нет специальной актерской позы, есть немыслимая, неоцененная страсть к свободе, пусть ценой жизни. Его МакМерфи в бейсболке набекрень – вечный мальчик в морщинках на лице и старых джинсах, с колодой карт и бутылкой в кармане, выживает в психушке самого строгого режима – эта модель поведения, по-моему, важнее для нас, чем последствия капризов слепого в самолюбовании властителя-отца. И сыграно сильнее, прожито вширь, с тонким, неформальным вчувствованием темы. Но Ленком, выходит, обойти можно, а МДТ Додина – нет.

Награждение «Новацией» спектакля «Кетцаль» театра «Дерево» считаю глубоко справедливым – спектакль у этой команды не лучший, но по совокупности вклада в развитие жанра «физического театра» в России премия вовремя нашла адресата.

Мария Миронова в «Федре» Жолдака – да, да, ура! Это лучшая работа актрисы на сегодня, глубочайшее проникновение в природу трагедии, ее постижение прямо на наших глазах в процессе спектакля. Режиссер получил свою награду в награде актрисы, сумев так потрясающе раскрыть ее талант. «Федра» остается в репертуаре Театра Наций в следующем сезоне, руководство во главе с Евгением Мироновым не хочет терять спектакль, полностью соответствующий формальным и эстетическим принципам открытой сценической площадки, – проектная работа (лучшие актеры из разных театров, авангардная постановка, готовая к экспорту и презентации российского театрального авангарда).

Мерзкий Иудушка Порфирий Головлев принес Евгению Миронову приз за лучшую мужскую роль в драме. Кропотливая работа души актера над ролью капает на зрителя каждую минуту спектакля, оплетает липкой паутиной лжи, тихой мерзости и лицемерия. Моль с талантами вампира – Иудушка Миронова проступает в зрительской памяти тем больше, чем дальше спектакль – вблизи видна только часть большого серого облака, что он создает Иудушкой.

За лучшую работу художника в драме «Маски» посмертно удостоен Давид Боровский, перед уходом оформивший спектакли-номинанты этого года – «Затмение» Ленкома и «Лира» МДТ. Можно сказать без натяжки, что спектакли получили свои «Маски» так, в невероятной печали, ибо Давид Боровский был атлантом, на котором держалась большая часть театрального свода. Спецприз критики достался «Рассказу о семи повешенных» Миндаугаса Карбаускиса (Театр Олега Табакова) – притче по рассказу Леонида Андреева, повествующей о ночи семи заговорщиков перед казнью. В свете многочисленных арестов участников «Маршей несогласных» и геометрического увеличения количества водометов на улицах Москвы в ожидании этих несогласных рассказ Андреева неожиданно приобрел острое звучание.

Саша МАСЛОВА

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31