30 июля 2021 20:36

Контроль на автомате

Дмитрий ПОПОВ<br /> Татьяна ОВЧАРОВА,<br /> собкоры «Гудка»

Куйбышевская железная дорога намерена к 2009 году внедрить единую систему непрерывного удаленного мониторинга устройств железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) на всем полигоне магистрали.

Начальник службы автоматики и телемеханики КбшЖД Николай Кияткин сообщил «Гудку», что сегодня свыше 80% всей протяженности главного хода дороги уже оснащено устройствами аппаратно-программного комплекса диспетчерского контроля за движением поездов (АПК-ДК) – технологической основы для удаленного мониторинга устройств ЖАТ.

Сегодня системой АПК-ДК оснащено 1028,5 км главного хода КбшЖД на участках Кустаревка – Рузаевка, Инза – Новообразцовое, а также Кротовка – Абдулино – Дема – Кропачево. Системой АДК-СЦБ оборудованы участки Пенза-2 – Кузнецк, Жигули – Безымянка, крупные станции Дема, Уфа и Рузаевка.

Теперь все показания установленных приборов нужно свести в единую систему – на централизованный пост по мониторингу устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), который будет создан в дорожном центре управления перевозками (ДЦУП) магистрали. На его организацию потребуется около 10 – 15 млн руб.

«Внедрение системы непрерывного удаленного мониторинга устройств ЖАТ позволит оперативно определять предотказное состояние приборов на участках и незамедлительно устранять неисправности, выполнять главную задачу – восстанавливать работоспособность системы автоматики и телемеханики в целом», – отмечает начальник технического отдела службы автоматики и телемеханики КбшЖД Виктор Карташов.

Новая система существенно увеличит пропуск вагонопотока, повысит скорость и безопасность движения поездов. Кроме того, внедрение этой системы – важный шаг в подготовке пути для организации скоростного движения от Самары до Москвы.

В прошлом году КбшЖД начала уходить от несертифицированных разнокалиберных систем диспетчерской централизации (ДЦ) и переходить на единую микропроцессорную систему ДЦ «ЮГ». В отличие от прежних систем (к примеру, «Сетунь-2») ДЦ «ЮГ» дополнена подсистемой логического обнаружения несоответствий зависимости устройств электрической централизации и автоблокировки.

При выявлении проблемы на пункт поездного диспетчера подается сигнал об обнаруженном несоответствии. Еще одно преимущество ДЦ «ЮГ» – возможность свести различные линейные системы диспетчерской централизации в единый интерфейс, что также оптимизирует поездную работу на линейных участках и повышает безопасность движения поездов.

Кроме того, в прошлом году посты ЭЦ на станциях Леонидовка, Рузаевка и Рябина были оборудованы линейными микропроцессорными системами нового поколения Ebillock-950. В этом году ее установят на станции Пенза-2, в следующем – на станции Черниковка.

Как считают в службе перевозок дороги, широкое внедрение микропроцессорной техники оптимизирует управление перевозочным процессом за счет изменения конфигурации обслуживаемых диспетчерами участков и увеличения их средней протяженности. Это повышает уровень безопасности работы дороги, скорость движения грузопотоков, ведь «время на принятие решения и устранение неисправности – от предотказного состояния до отказного – и есть тот резерв, который дает система непрерывного удаленного мониторинга».

«При непрерывном автоконтроле легко спрогнозировать время исправной работы устройства. А фиксация неисправности позволяет сразу же локализовать ее место и тип. Без такого оборудования около 70% времени, потраченного на устранение отказа, уходит на его поиск», – поясняет Виктор Карташов. По его словам, автоматизация технического диагностирования и контроля особенно важна для тех линейных участков дороги, где отсутствуют высококвалифицированные специалисты. Поэтому здесь особенно важно зафиксировать предотказное состояние прибора и вовремя отправить мобильную комплексную бригаду для устранения неполадок до начала проявления отказа.

Дмитрий ПОПОВ
Татьяна ОВЧАРОВА,
собкоры «Гудка»


Справка «Гудка»
    Первый и пока единственный на сети дорог ОАО «РЖД» центр диагностики и мониторинга устройств СЦБ действует с февраля 2007 года на Октябрьской железной дороге. Системой АПК-ДК оборудовано 1500 км пути на направлениях Санкт-Петербург – Москва и Санкт-Петербург – Кошта. Данные, поступающие в центр диагностики и мониторинга, анализируются экспертами, после чего для ликвидации неполадок к «проблемному» устройству СЦБ высылаются специалисты.

    По словам начальника службы автоматики и телемеханики ОЖД Анатолия Шабалина, опыт работы центра показывает, что технология, внедренная на дороге, позволяет контролировать в режиме реального времени техническое состояние устройств СЦБ. За счет снижения влияния человеческого фактора сокращается количество отказов в их работе, сокращается время, которое тратили специалисты на восстановление работы устройств, четко отслеживается выполнение графика их технического обслуживания.

    «В этом году перед ОЖД была поставлена задача снизить общее количество случаев брака на дороге за счет внедрения новых технических средств, и в том числе системы непрерывного удаленного мониторинга устройств ЖАТ, на 9,4% к уровню прошлого года. Уже сейчас реальное снижение уровня отказов на направлении Санкт-Петербург – Москва, где действует такая система, превысило этот процент в несколько раз», – говорит Анатолий Шабалин.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31