26 июля 2021 15:34

Грязе-Царицынская железная дорога в 1892 году

Грязе-Царицынская железная дорога разделяется на 3 участка, по которым ведется особое счетоводство. Первый участок – от Грязей до Борисоглебска (первоначально одна из земских жел. дор., Г.-Борисоглебская). Второй участок от Борисоглебска до Царицына, с ветвью в Урюпино, построен позже и вместе с первым составляет часть большой линии Рига и Либава – Царицын, соединяющей балтийское поморье с берегами Нижней Волги. Третий участок, соединяющий Царицын на Волге с Калачом на Дону, имеет совершенно особое торговое значение и очень мало общего с первыми двумя участками. Это бывшая Волго-Донская жел. дор., лишь впоследствии соединенная с Г.-Царицынской.

Помимо хлебных грузов, первые два участка Г.-Царицынской жел. дор. имеют еще два, которые играют на них большую роль, чем на какой-либо другой русской железной дор.: рыба и нефть. Рыбы провозится много потому, что Царицын – ближайший железнодорожный пункт к низовьям Волги и Урала с их громадными рыбными ловлями, а перевозка нефти приняла большие размеры с того времени, как у нас стали вводиться суда- и вагоны-цистерны. В Царицыне нефть перекачивается с волжских барок в вагоны-цистерны и идет во всю среднюю Россию к югу от Москвы, в Западный край и прибалтийские губернии. Довольно важный груз также – соль. По 3-му участку главные грузы идут от Волги к Дону, и самый важный из них – лес в разных видах. Благодаря перевозке в область Дона Царицынская лесная пристань – самая большая на Волге. Волок между Волгой и Доном так узок, что торговое движение установилось здесь давно; но до конца 50-х годов товары обыкновенно перевозились от посада Дубовки на Волге в Качалинскую станицу на Дону. Впоследствии была построена железноконная дорога между этими двумя пунктами, в конце 50-х годов замененная паровой железной дорогой между Царицыном и Калачом. Лет 10 после постройки она давала мало дохода, и большая часть грузов между Доном и Волгой по-прежнему перевозилась на воловьих фурах. В настоящее время условия изменились к выгоде дороги, и почти все грузы перевозятся ею. Лес с Волги идет, кроме третьего участка, и на второй, а отчасти даже на первый, так как вся дорога проходит по местности, очень бедной лесом. Г.-Царицынская ж. д. – одна из тех, на которых решительно преобладает перевозка грузов малой скорости и, несмотря на довольно дешевые тарифы, выручка с пассажиров составляет с небольшим 7% выручки с грузов малой скорости, тогда как, напр., на Двинско-Витебской жел. дор. выручка с пассажиров составляет 20% выручки с товаров малой скорости. Г.-Царицынская жел. дор. способствовала расширению хлебопашества в степях. Выручка ее сильно колеблется в зависимости от урожая и требования хлеба за границу. Неурожай 1891 г. вызвал даже движение хлеба в обратную сторону, т.е. от Грязей к Царицыну; то же самое явление было после неурожая 1880 г.






Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31