27 июля 2021 04:27

Инвестиции не вписались во временные рамки

Правительство направило на рассмотрение Госдумы законопроект «О морских портах РФ», который определяет их статус и вводит единые правила игры в этом бизнесе.


У чиновников отобрали мяч

Судьбоносное для закона о портах заседание Морской коллегии, которое в новом качестве (председателя правительственной комиссии по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта) провел первый вице-премьер Сергей Иванов, состоялось 28 марта.

«Последние два года чиновники играли в футбол, перекидывая проект документа из одного министерства в другое и обратно, – сказал тогда Сергей Иванов. – Пора с этими играми покончить. Думаю, это произойдет завтра, на заседании правительства».

И не ошибся. 29 марта правительство одобрило разработанный Минтрансом законопроект и приняло решение направить документ в Государственную думу.

«Наконец-то проект пришел в движение, а с принятием закона российские порты, считаю, смогут успешно конкурировать с иностранными», – сказал корреспонденту «Гудка» член Морской коллегии, президент Союза российских судовладельцев (СОРОСС) Михаил Романовский.

В ходе проведения экономических преобразований в этом секторе морского транспорта произошли существенные изменения. Прежде всего, в хозяйственной сфере в связи с приватизацией и акционированием. Другой стала и система государственного управления, функции которого переданы ФГУП «Росморпорт». Закон «О морских портах» не только вводит в законодательство само понятие морского порта, но и описывает правила работы этого субъекта. В том числе оказания услуг по перевалке грузов, обслуживанию судов и пассажиров.

Действующие законодательные акты, в частности Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта, Федеральные законы о железнодорожном транспорте и Устав железнодорожного транспорта, дают подробное описание правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при перевозке груза. Однако до настоящего времени нет норм, регулирующих отношения, возникающие при перевалке груза в порту, который там попадает в правовой вакуум. Заключительная глава проекта предусматривает внесение изменений и дополнений в отдельные законодательные акты в связи с принятием нового закона.

В целом принятие закона о морских портах, заявил на заседании правительства глава МЭРТ Герман Греф, «будет способствовать выполнению требований международных обязательств России в сфере морского транспорта».


Один Новороссийск в море не воин

Между тем президент Ассоциации морских портов России (АСОП) Олег Терехов считает, что даже принятие федерального закона не решит всех проблем, накопившихся во взаимоотношениях между государством и стивидорными компаниями, по вопросам аренды причалов и других гидротехнических сооружений.

«Закон о морских портах станет своего рода фундаментом, на котором еще предстоит построить новое здание взаимоотношений между государством в лице Росимущества и «Росморпорта» и стивидорными компаниями, – говорит президент АСОП. – Потребуется принятие ряда нормативных актов, чтобы этот закон заработал, в частности МЭРТ, Минтранс и Росимущество должны утвердить новые правила сдачи в аренду причалов и других гидротехнических сооружений с учетом рыночной стоимости имущества».

Пока только ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) имеет долгосрочный договор аренды сроком на 49 лет. Прочие – как правило, на год.

НМТП повезло. В частности, Сбербанк под залог акций компании выделил ему кредит в сумме $450 млн для приобретения акций всех стивидорных компаний, работающих в Новороссийском порту. Другим стивидорам, работающим на «коротких» договорах, никто кредитов не даст – нет обеспечения.

В свою очередь генеральный директор крупнейшей в Санкт-Петербурге стивидорной компании ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» Сергей Челядин отметил, что начало реализации масштабной инвестиционной программы откладывается уже больше года из-за неурегулированности имущественных отношений с государством в части аренды морских причалов.

Предусматривалось в течение трех лет построить в порту ряд специализированных терминалов. Стоимость всей программы объявлена в 8 млрд руб. Но, по словам Сергея Челядина, акционеры не уверены, что Росимущество в лице Санкт-Петербургского КУГИ и «Росморпорт» гарантируют заключение долгосрочного договора аренды причалов.

Более того, прокуратура города до сих пор не отозвала из Арбитражного суда иски о признании «ничтожными» прежние договора. В таких условиях инвестировать средства в развитие арендованных активов бессмысленно.

«Условия аренды – это основная составляющая экономики любого проекта. И, безусловно, мы вправе инвестировать только в те объекты, где урегулированы вопросы собственности и права распоряжения», – говорит Сергей Челядин. И не дает никаких прогнозов о начале реализации своей инвестпрограммы.


Достучаться до Госдумы

В то же время в Росимуществе уверены, что особой проблемы в данном вопросе не существует. Там считают, что имущественные отношения урегулированы достаточно для нормальной работы портов. «Формально в их позиции объяснено все. А на самом деле – ничего», – говорит президент АСОП Олег Терехов.

Продолжая разговор на эту тему, Олег Терехов заметил, что «столь быстрая реакция правительства по законопроекту о морских портах связана с тем, что позицию ассоциации поддержали депутаты фракции «Единая Россия» в Госдуме».

«Дело в том, что правительство одобрило проект закона, в котором практически выхолощены основные предложения АСОП и других участников морского бизнеса, а в Госдуме планируется рассматривать первоначальный проект, предложенный Минтрансом. И это нас, портовиков, вполне устраивает», – сказал президент АСОП.

«Мы достучались до Госдумы, и там нас поддержали, так что при рассмотрении в первом чтении законопроекта, представленного правительством, в документ, я полагаю, будут внесены существенные поправки», – добавил Олег Терехов.

«В правительственном варианте законопроекта исчезли конкретные условия сдачи в аренду федерального имущества стивидорным компаниям, в том числе и сроки аренды, а для нас это самое важное», – сказал Олег Терехов.

И, судя по информации, которую «Гудок» получил из стивидорных компаний, работающих в портах Мурманска и Архангельска, это мнение поддерживают многие их коллеги.


Из ответа Росимущества на запрос «Гудка»
    «Порядок заключения договоров аренды федерального имущества в морских портах урегулирован общими нормами гражданского права, а также постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 года №739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» и от 30 июня 1998 года №685 «О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества» и не требует принятия дополнительных правовых или нормативных актов.

    Ставки арендной платы за сданное в аренду федеральное имущество определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 №685 и статья 8 федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ) по рыночным расценкам, устанавливаемым на основании отчета независимого оценщика.

    Сроки договоров аренды устанавливаются балансосодержателем имущества дифференцированно, в соответствии со спецификой объектов, в зависимости от нормативных сроков их эксплуатации, а также обязательств арендатора».

    Дмитрий НИКИТЕНКО,
    пресс-служба Федерального агентства
    по управлению федеральным имуществом

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31