30 июля 2021 20:57

Угольщики не там ищут

Алексей КАЗАКОВ

Представители угольной отрасли считают, что их конкурентоспособности мешают железнодорожные тарифы. Эксперты полагают, что угольщики не там ищут источник проблем.

Проблему обсудили участники «круглого стола» «Угольная отрасль и тепловая электроэнергетика: пути развития», который прошел вчера в Совете Федерации. Старший вице-президент ОАО «Мечел» Борис Никишичев заявил, что в 2010 году его компания не сможет поставлять на экспорт уголь, поскольку через три года тарифы на фрахт угля начнут понижаться. Это приведет к тому, что даже государствам Южной Америки и Африки станет выгодно поставлять уголь в Европу и государства Тихоокеанского региона.

В то же время тарифы на перевозки угля железнодорожным транспортом в России индексируются ежегодно. Возможности снижения издержек предприятиями угледобывающей отрасли ограничиваются инфляцией и укреплением рубля, который делает экспорт все более невыгодным. Все эти тенденции и приведут к тому, что через три года экспорт угля станет убыточным, а железная дорога потеряет выгодного партнера. «Единственный выход из создавшейся ситуации я вижу в том, что ОАО «РЖД» должно понизить тарифы на перевозки угля из Кузбасса и других регионов Сибири», – считает Борис Никишичев.

Заместитель начальника управления регулирования транспорта Федеральной службы по тарифам Тамара Стебунова назвала несостоятельными попытки угольщиков убедить правительство привязать тариф на перевозку угля к его цене на международном рынке. «В 2007 году было принято решение, что при общем повышении тарифов на 10,9% рост тарифов на перевозку угля вагонами общего парка составит 8%, а при перевозке угля в собственных вагонах тарифы возрастут всего лишь на 0,2%», – сказала представитель ФСТ. Кроме того, она напомнила, что решение об уровне тарифов на железнодорожные перевозки принимается не ОАО «РЖД», а ФСТ, причем по представлению МЭРТ.

Вице-президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев уточнил, что тарифы на перевозку угля на расстояние свыше 4,5 тыс. км и так ниже одного рубля за 10 км и их уже некуда снижать.

Сейчас ОАО «РЖД» возит это топливо с рентабельностью минус 18%. И позиция компании уже неоднократно озвучивалась ее президентом Владимиром Якуниным: поддержка угольщиков должна осуществляться не субъектом рынка, а государством. В частности, можно отменить экспортные тарифы на вывоз угля.

По мнению директора департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса Хасяна Зябирова, унификация железнодорожных тарифов при доставке грузов до российских портов и сухопутных пограничных переходов еще более обострит ситуацию с углем. Чиновник считает, что резерв повышения конкурентоспособности российских угольщиков надо искать в снижении морской составляющей при транспортировке угля. Это возможно лишь при его перевозке судами большой грузоподъемности: «Необходимо строительство глубоководных причалов и судов грузоподъемностью до 150 тыс. тонн».

Алексей КАЗАКОВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31