25 июля 2021 14:50

Нефть пойдет вторым путем

Николай ПОРЕЦКИЙ<br /> Татьяна ОВЧАРОВА,<br /> собкоры «Гудка»

Архангельскому отделению Северной железной дороги необходимо провести реконструкцию однопутного участка Обозерская – Маленьга, чтобы обеспечить беспрепятственный пропуск растущего грузопотока.

Рост грузопотока на СЖД ожидается в связи с предстоящим пуском нефтеналивного терминала на станции Бакланка. Он был построен ООО «НК «РОС-ОЙЛ» за два года на базе мощностей Грязовецкого узла учета нефтепровода «Дружба» (Вологодская обл.). Стоимость объекта – 1 млрд руб. Он уже полностью готов к работе.

Терминал примыкает к небольшой железнодорожной станции Бакланка.

Две наливные эстакады вместимостью 16 вагонов каждая уже сейчас способны обеспечить отправку до 1,5 млн тонн нефти в год. А с выходом терминала на полную проектную мощность годовые объемы погрузки вырастут до 4 млн тонн, что позволит Северной дороге значительно увеличить доходы от грузоперевозок.

ООО «НК «РОС-ОЙЛ» за свой счет построило подъездные пути от нефтеналивного комплекса до станции и частично профинансировало работы по реконструкции Бакланки.

«В развитие промежуточной технической станции Бакланка наша компания уже вложила 59 млн руб., – заявил «Гудку» директор департамента по транспорту ООО «НК «РОС-ОЙЛ» Лев Григорян. – Заново уложены вытяжной и выставочный пути, реконструированы два закрытых ранее из-за неудовлетворительного состояния станционных пути. Мы считаем, что реальных препятствий к открытию грузовой станции и началу отгрузки нефти теперь нет».

Однако нефтяная компания пока не запустила терминал в работу – представители ОАО «РЖД» убедили «РОС-ОЙЛ» полностью закончить модернизацию станции. «Компании «РОС-ОЙЛ» необходимо вложить в Бакланку еще около 90 млн руб., – рассказывает главный инженер службы перевозок СЖД Дмитрий Тимофеев. – На эти средства предстоит уложить пять стрелочных переводов, удлинить один из приемо-отправочных путей и закончить монтаж контактной сети».

Пуск только первой очереди нефтеналивного комплекса позволит ежесуточно отправлять по два 64-вагонных состава с нефтью весом 6 тыс. тонн каждый.

Отправлять нефть со станции Бакланка в порты Белого и Баренцева морей Витино и Мурманск предполагается через участок Обозерская – Маленьга Архангельского отделения СЖД. Однако по этому однопутному участку протяженностью 224 км уже сегодня проходит до 30 пар грузовых поездов в сутки. Его пропускная способность практически исчерпана.

«К тому же слаборазвитое направление Обозерская – Маленьга пока просто не может пропускать поезда унифицированного веса (6 тыс. тонн). Поступающие на Северную с Горьковской и Московской магистралей шеститысячники приходится уменьшать по весу на подходах к участку. От каждого длинносоставного поезда отцепляется по 12 – 15 вагонов, которые отправляются позже с попутными сборными поездами.

Такая схема поездной работы весьма затратна для СЖД и неудобна для грузовладельцев, которые теряют в оперативности доставки груза», – сказал Дмитрий Тимофеев.

На Северной дороге считают, что именно сейчас на уровне правления ОАО «РЖД» необходимо принять решение по развитию пропускной способности северного направления Обозерская – Маленьга.

«Для беспрепятственного пропуска тяжеловесных поездов по участку Обозерская – Маленьга необходимо укрепить построенное на болотах земляное полотно, усилить устройства тягового электроснабжения и обеспечить тяжеловесы трехсекционными локомотивами, – считает Дмитрий Тимофеев. – Предстоит также удлинить приемо-отправочные пути шести станций и построить двухпутные вставки на ряде перегонов участка. Причем развивать целесообразно не отдельно взятый участок, а по возможности все сетевое направление Коноша – Обозерская – Маленьга – Беломорск. То есть к проекту должна подключиться и Октябрьская железная дорога, у которой на этом направлении примерно те же проблемы».

Однако на Октябрьской дороге «Гудку» сообщили, что Генеральной схемой развития железнодорожного и морского транспорта Северо-Западного региона с 2010 по 2020 год реконструкция участка Маленьга – Беломорск не предполагается. Причина – сложность разработки грунтов этого района, цена которой обещает быть куда выше любой прогнозируемой выгоды. Однако электрификацию этого участка ОЖД уже провела.

Николай ПОРЕЦКИЙ
Татьяна ОВЧАРОВА,
собкоры «Гудка»

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31