28 июля 2021 01:59

Евгений Горбунов: Система учета открывает уникальные перспективы

В ответ на революционные изменения, происходящие на рынке электроэнергетики, дочернее общество ОАО «РЖД» – ОАО «Энергосбыт» внедряет новые проекты, снижающие потребление ресурсов. О том, насколько железные дороги готовы к работе в новых условиях, «Гудку» рассказал директор «Энергосбыта» Евгений Горбунов.

– Если рассматривать промежуточные результаты реформирования энергосистемы страны, что изменилось за этот период для ОАО «РЖД»?
– Реформирование энергетической отрасли России с целью создания конкурентной среды потребовало внесения серьезных изменений в сферу сложившихся отношений между субъектами рынка.
Уже сегодня развитие конкуренции и создание оптового и розничных рынков на ее основе, а также совершенствование государственного регулирования позволяет сократить затраты на приобретение электроэнергии, обеспечить благоприятные условия для притока инвестиций в объекты электроэнергетики.
Результатом создания новых условий для конкуренции станет предъявление жестких требований к снижению производственных издержек и повышению экономической эффективности электроэнергетических организаций.

В рамках распоряжения правительства от 27 июня 2003 г. № 865-р идет разработка и утверждение комплекса нормативных правовых документов, регламентирующих отношения в сфере электроэнергетики.
Уже принято постановление правительства, утвердившее «Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики».
Этими правилами определены основы организации расчетов на розничных рынках, устанавливающие право предъявления энергосбытовыми организациями потребителям, за исключением населения, части объемов электрической энергии по нерегулируемым (свободным) ценам.

– Ваш ответ на ускоренный переход к рынку – комплексный проект автоматизированной системы учета электроэнергии (АСКУЭ ). Что он дает компании, и каковы перспективы его развития?
– Этим энергосберегающим проектом мы занимаемся уже третий год.
Его целью является снижение уровня технологических потерь в электрических сетях, обеспечение точного учета и контроля потребления электрической энергии при выходе ОАО «РЖД» на оптовый рынок электроэнергии.
В целом АСКУЭ является адекватной реакцией компании на процессы реформирования электроэнергетической отрасли при переходе к свободному рынку электроэнергии. Реализация проекта несет уникальные технологические и экономические перспективы для ОАО «РЖД».
На всей сети железных дорог были созданы центры планирования и контроля потребления электрической энергии с головным офисом в «Энергосбыте», автоматизированные расчетные комплексы линейных отделов структурных подразделений «Энергосбыт», автоматизированные системы управления покупки и продажи электроэнергии ОАО «РЖД» (АСУ ППЭ).
Кроме того, был разработан проект АСУ коммерческого учета электрической энергии розничных рынков электроэнергии (АСКУЭ РРЭ) – системы сбора и обработки информации о переданной сторонним абонентам электрической энергии для осуществления оперативного контроля и принятия управленческих решений.
Проект АСКУЭ РРЭ включен в проект инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2007 – 2009 годы.
Внедрение комплексного проекта АСКУЭ позволит решить задачу сбора всех данных учета, собираемых от разных подсистем, выполнить в полной мере требования законодательства Российской Федерации при функционировании ОАО «РЖД» как сетевой компании в условиях взаимодействия с участниками конкурентного рынка электроэнергии.
АСКУЭ позволит компании войти в формируемый рынок электроэнергии, эффективно использовать преимущества результатов реформы электроэнергетики и адекватно реагировать на возможные негативные последствия перехода к свободному рынку.
Технологическая схема реализации проекта удовлетворяет жесткие условия формируемого рынка и позволит эффективно управлять не только внешними закупками энергии, но и успешно оптимизировать внутренние перетоки.
В условиях реформирования железнодорожной и электроэнергетической отраслей это является приоритетным направлением для снижения расходов на оплату электроэнергии.

– Какова ситуация с собственной генерацией – сколько электроэнергии производит само ОАО «РЖД» и сколько закупает на рынке?
– Железнодорожный транспорт является энергоемким потребителем и занимает в балансе электропотребления России около 6%. На собственные нужды ОАО «РЖД» расходует более 80% от общего объема электроэнергии.
Доля собственной генерации пока ничтожно мала.

– Вы говорили о стратегическом решении ОАО «РЖД» создать собственные энергетические мощности. Что именно планируется – покупать старые или строить новые генерирующие активы?
– В рамках Единой энергетической системы России существует проблема дефицита вырабатываемой электрической энергии, потребление которой с каждым годом увеличивается.
Поэтому руководством ОАО «РЖД» рассматривается возможность открытия проекта по созданию собственной генерации, но работа по этому вопросу находится еще на стадии предпроектной подготовки.
Реализация проекта по созданию генерирующих мощностей для нужд ОАО «РЖД» способна обеспечить потребность железных дорог в электрической и тепловой энергии в энергодефицитных районах, исключить перерывы в электроснабжении, повысить надежность электроснабжения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также увеличить пропускную способность действующих электрических сетей в местах строительства крупных энергоемких промышленных предприятий.
В качестве локальных источников электрической энергии для нужд железнодорожного транспорта может быть использовано газопоршневое оборудование: газопоршневые, газотурбинные установки (мини-ТЭЦ), которые используют в качестве топлива природные (природный газ) и возобновляемые энергоисточники энергии (биогаз), а также генерация на основе переработки отходов, к примеру низкообогащенного угля.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31