23 июля 2021 21:58

Инфекцию сняли с поезда

Беседовал Андрей ИВАХНОВ

Среди пассажиров, воспользовавшихся услугами ОАО «РЖД» в 2006 году, выявлено около 200 случаев опасных заболеваний. Однако благодаря работе структур Роспотребнадзора и департамента по здравоохранению ОАО «РЖД» вспышек заболеваний удалось избежать. О том, как осуществляется эпидемиологическая защита пассажиров, «Гудку» рассказал главный государственный санитарный врач по железнодорожному транспорту РФ кандидат медицинских наук Юрий Каськов.

– Юрий Никитич, от каких инфекций вы оберегаете россиян?
– На заседании Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ, состоявшемся в прошлом году в Ереване, был принят «Регламент взаимодействия железнодорожных администраций по предупреждению завоза и распространения инфекционных болезней, представляющих опасность для населения». В нем учтены как давно известные опасные инфекции, входящие в Международную статистическую классификацию (чума, холера, желтая лихорадка, малярия, болезни, вызываемые вирусами Ласса, Эбола, Марбурга), так и инфекции, выходящие за рамки международного перечня, – атипичная пневмония, птичий грипп, а также заболевания неясного происхождения, характеризующиеся тяжелым течением и грозящие быстрым распространением.

– Как часто возникает опасность их проникновения?
– Опасные ситуации на ПСКП возникают постоянно. Например, у пассажиров очень часто регистрируются острые кишечные заболевания. Вся сложность в том, что сразу довольно трудно определить, вызваны они неопасной инфекцией или это обычное расстройство. И если удается вовремя его выявить, провести дезинфекционную обработку, диагностику совместно со специалистами департамента здравоохранения ОАО «РЖД», осуществить комплекс противоэпидемических мероприятий, то наша задача считается выполненной.
В 2006 году мы выявили порядка 200 пассажиров, являющихся переносчиками инфекции. Имели место опасные заболевания, носители которых были сняты с поездов и госпитализированы в инфекционные отделения заранее определенных больниц территориальных органов здравоохранения.

– Соответствует ли оснащение службы поставленным перед ней задачам?
– В распоряжении наших специалистов имеются противочумные костюмы и другие необходимые средства индивидуальной защиты, дезинфекционные средства, бесконтактные термометры, дозиметрические приборы для выявления повышенного уровня радиации – это тоже актуально. Другой вопрос, что все это со временем и морально устаревает, и физически приходит в негодность, а поэтому требует замены. Управлением разработаны специальные программы, согласно которым в прошлом году мы начали оснащать наши пропускные пункты, а до конца нынешнего года планируем полностью укомплектовать современными приборами, оргтехникой, мебелью и остальные структурные подразделения.

– Как ваша служба взаимодействует с ОАО «РЖД»?
– Если в пути следования в поезде выявлен больной, то срабатывает специальная схема оповещения, которая отработана достаточно давно. Есть медицинские пункты на вокзалах, есть связь внутри поездов. Каждый проводник проходит обучение по первичной диагностике и своевременному принятию противоэпидемических мероприятий в случае выявления больных, которые могут стать источником опасной инфекции. В подобном случае проводник сообщает о факте бригадиру, тот – машинисту. Машинист, в свою очередь, передает информацию на ближайшую станцию, и когда поезд прибывает туда, пациента уже готовы принять работники медицинской службы ОАО «РЖД», санитарно-экспертного пункта, территориального отдела нашего управления.

– Предположим, у пассажира подозрение на особо опасное инфекционное заболевание. В таком случае ведь необходим карантин?
– Если есть такое подозрение, проводится комплекс ограничительных мероприятий, вплоть до отцепки вагона, который перегоняется затем в санитарный тупик. Это особая зона, где могут расположиться один или несколько вагонов – с автономным электричеством, канализацией, водоснабжением, отоплением, подъездными путями.

– Есть ли список государств повышенного риска – таких, из которых наиболее часто исходит угроза инфекционных заболеваний?
– В принципе, ни одну из сопредельных стран нельзя сбрасывать со счетов. Существуют специальные издания от Минздравсоцразвития, где указаны неблагополучные страны в текущем году. Допустим, в прошлом году необходимо было повысить внимание к приезжим из стран Ближнего Востока, Средней Азии, Казахстана, где имеются территории, являющиеся активными резервуарами опасных инфекций. В определенные сезонные периоды эти очаги активизируются, и создается повышенная опасность для распространения заболеваний, в том числе и железнодорожным транспортом. Мы акцентируем внимание на эти периоды и указываем территориальным работникам пограничных постов, что им необходимо делать и в какие сроки, на что следует обращать первостепенное внимание. Эти вопросы находятся у нас под постоянным контролем.

– Можете ли вы рассказать о наиболее интересных случаях в работе вашей службы?
– Самые интересные эпизоды – это те, которые позволяют оценить дееспособность службы в периоды экстремальных ситуаций, то есть выявления особо опасных инфекционных заболеваний. В периоды, когда в сжатые сроки необходимо принимать оперативные решения – не только со стороны Роспотребнадзора, но и со стороны других федеральных органов исполнительной власти. Мы работаем в тесном взаимодействии с руководством департамента здравоохранения ОАО «РЖД», с Управлением внутренних дел на транспорте, с миграционной службой, с Федеральной пассажирской дирекцией. В случае необходимости все эти службы подключаются для решения общих задач, с тем чтобы разыскать людей, контактировавших с заболевшими, направить сообщения по месту их жительства. К счастью, таких примеров у нас было немного, но все понимают актуальность проблемы и оказывают нам максимальное содействие в этом направлении. Такой случай, в частности, был зарегистрирован в июле 2006 года, когда в поезде Москва – Мурманск путешествовал больной холерой.
Результаты деятельности нашего управления незаметны в повседневной жизни общества. О нас вспоминают, когда возникают неординарные ситуации в виде эпидемиологических осложнений. Для прессы это представляет наибольший интерес. На самом же деле отсутствие «горячих» фактов в нашей работе – это и есть оптимальный результат и показатель деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту.

Беседовал Андрей ИВАХНОВ


Справка «Гудка»
    В структуру Роспотребнадзора входит ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», который имеет 138 филиалов в регионах России. Специалисты этих центров занимаются исследованиями – например, пробами воздуха, почвы, пищевых продуктов и т.д. Проводят измерения различных физических факторов окружающей среды (шум, вибрация, освещенность). Спектр этих экспертиз и исследований очень широк. Например, Октябрьский филиал ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» оснащен оборудованием для проведения исследований по идентификации генетически модифицированных источников растительного происхождения.


Справка «Гудка»
    Санитарная охрана – одна из основных функций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). В состав службы входит Управление по железнодорожному транспорту.

    В структуре управления – территориальные отделы на 15 железных дорогах России (на двух дорогах – Калининградской и Сахалинской – государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют соответствующие службы по субъектам РФ), действуют 33 пограничных санитарно-карантинных поста (ПСКП), которые располагаются на границе Российской Федерации. Каждый состав, проходящий через ПСКП, осматривается специалистами, которые уполномочены пропускать или приостанавливать поезда.

    В штате управления 153 таких специалиста, то есть на каждый ПСКП приходится примерно по пять служащих.

    Задачи ПСКП – не допустить проникновения и распространения инфекционных болезней, а также ввоза грузов, представляющих особую опасность для населения. Кроме того, служба осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за пассажирскими поездами внутригосударственного сообщения, пригородными электро- и дизель-поездами, автомотрисами в пунктах формирования, оборота и в пути следования.


Что делать, если что
    Если во время поездки на поезде вы себя почувствовали плохо, прежде всего необходимо обратиться к проводнику вашего вагона.

    «При этом следует понимать, что проводник – не врач, но он сделает все необходимое, чтобы вам оказали квалифицированную медицинскую помощь. Кроме того, все проводники проходят курс оказания первой помощи и знают основные симптомы тех или иных заболеваний», – поясняет главный специалист отдела лечебно-профилактической работы и оперативного контроля департамента здравоохранения ОАО «РЖД» Генриэтта Мартынова.

    Проводник обратится к начальнику поезда, в вагоне которого находится аптечка первой медпомощи. В свою очередь начальник по радиосвязи обращается к пассажирам – возможно, в поезде едут медики, которые могут помочь заболевшему. Также через машиниста на ближайшую станцию отправляется сообщение о том, что в поезде находится больной, и к моменту прибытия сюда у вагона уже будут находиться медики. Они осмотрят пациента и, при необходимости, примут решение – или он может следовать дальше, или же необходима госпитализация. При этом вы можете отказаться от поездки в больницу. «Насильно пассажиров снимать с поезда, разумеется, никто не будет, – говорит Генриэтта Мартынова. – Если есть необходимость, то заболевшему выдадут необходимые лекарства, причем совершенно бесплатно. Также ему будет обеспечен медицинский патронат на пути всего следования – медики-железнодорожники на соответствующих станциях и вокзалах будут осведомлены, что в таком-то поезде в таком-то вагоне едет пассажир, нуждающийся в помощи. Повторюсь, эта услуга и для российских, и зарубежных граждан предоставляется бесплатно».

    Если вы все-таки согласились на госпитализацию, то в больнице населенного пункта, в котором вы сошли с поезда из-за проблем со здоровьем, медуслуги также окажут бесплатно (те, которые предусмотрены системой обязательного медицинского страхования). Однако это не касается иностранцев – за услуги, оказанные в стационаре, придется заплатить.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31