29 июля 2021 15:38

Рекламации без информации...

Одной из главных проблем в вагонном хозяйстве является отсутствие единой системы автоматизированного управления рекламационной работой при взаимодействии с предприятиями-изготовителями. О том, как компания будет решать эту проблему, «Гудку» рассказывает главный инженер департамента вагонного хозяйства ОАО «РЖД» Александр Комиссаров.

– Александр Федорович, каков сейчас механизм оформления актов-рекламаций на некачественно проведенный ремонт?
– Мы подаем рекламации на основе регламента ведения рекламационно-претензионной работы в вагонном хозяйстве. Этот документ определяет порядок взаимоотношений между подразделениями компании и предприятиями – изготовителями продукции. Регламент распространяется на ведение рекламационной работы по отказам для всех типов грузовых вагонов независимо от форм собственности.
Главный документ – акт-рекламация формы ВУ-41М. При обнаружении дефектов в узлах и деталях вагонов, материалах и запасных частях вагонное депо, выявившее дефект, вызывает для составления рекламационных документов представителя владельца вагона, который должен быть наделен всеми необходимыми полномочиями для подписания акта и установления причин обнаруженных дефектов. Осмотр дефекта узла или детали проводит специальная комиссия, в состав которой входят представители эксплуатационного депо, вагоноремонтного депо и компании, которой принадлежит вагон. Кроме того, может быть приглашен представитель завода, на котором был построен вагон. Если комиссия приходит к выводу, что неисправность произошла по вине завода-изготовителя, то компенсацию владельцу должен произвести завод.

В 2006 году предъявлено 17243 акта-рекламации формы ВУ-41М. Из них 14313 актов (или 83%) – по причине низкого качества ремонта вагонов, 2435 актов были предъявлены на новые, но неисправные вагоны, 495 актов – на новые запчасти, поставленные вагонным депо. Замечу, что в 2005 году было оформлено только 12 тыс. актов. И этот количественный показатель, пожалуй, убедительнее всяких доводов свидетельствует о том, что к рекламационной работе в ОАО «РЖД» сейчас стали подходить намного более внимательно, чем в прошлые годы.

– По каким узлам грузовых вагонов акты-рекламации оформляются чаще всего?
– В 2005 году основная часть актов-рекламаций предъявлена на некачественные запасные части для ремонта тележек – 31%, буксовых узлов – 27% и колесных пар – 17%. В 2006 году наибольшее количество запасных частей – 3597 единиц – было забраковано по буксовому узлу, причем 1331 забракованная деталь была поставлена заводом-изготовителем из Казахстана (Степногорский подшипниковый завод – СПЗ-16). Наиболее часто встречающаяся неисправность при поломке буксовых узлов – разрушение торцевого крепления.
Если говорить об отечественных производителях, то основная часть неисправностей связана с отказами автосцепного оборудования – 41% от общего количества. Список российских предприятий, на продукцию которых чаще всего приходится оформлять рекламации, возглавляют ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» и ООО «ЛЛМЗ-КАМАХ» (Люблино, российско-польское СП, учрежденное ОАО «РЖД» и польской компанией «КАМАХ» Sp. z o.o. – Ред.). Более половины актов-рекламаций по автосцепному устройству предъявлялось на отказы поглощающих аппаратов.
Если говорить о ремонтных предприятиях, то наибольшее количество актов связано с качеством ремонта грузовых вагонов. За 2006 год вагоноремонтному депо Челябинск Южно-Уральской железной дороги предъявлено 187 рекламаций, депо Шахунья Горьковской железной дороги – 151 акт, депо Ртищево Юго-Восточной железной дороги – 140 актов-рекламаций.

– Процесс оформления актов-рекламаций отлажен и не вызывает никаких существенных проблем?
– Конечно же, нет. Проблем немало. Например, линейные предприятия железных дорог работают с предприятиями-изготовителями не на должном уровне. Несмотря на организованный входной контроль поступающей продукции и проведение рекламационной работы, копии актов-рекламаций чаще всего направляются только в проектно-конструкторское бюро вагоностроения ОАО «РЖД» для подготовки аналитических материалов. А вот по адресам предприятий-изготовителей они, как правило, не рассылаются. Это серьезное препятствие для возмещения ущерба компании.
Помимо этого встречается немало нарушений в оформлении актово-претензионных документов. В них нередко не указываются данные, без которых компенсацию получить невозможно: даты и клейма постройки или планового ремонта вагонов, а также узлов и деталей, виновные предприятия, пробеги вагонов после ремонта. Например, в вагоноремонтном депо Чусовская Свердловской железной дороги составлялись акты-рекламации формы ВУ-41М на те неисправности, которые возникли в процессе эксплуатации, а не в результате низкого качества ремонта или изготовления вагонов. В депо Боготол Красноярской железной дороги и депо Лихая Северо-Кавказской железной дороги документы составлялись так небрежно, что их просто-напросто невозможно было прочитать.

– Некачественная продукция «Уралвагонзавода» в последнее время доставляет компании большие неприятности. Есть ли особенности в рекламационной работе с этим поставщиком?
– В последнее время нам удалось добиться значительного улучшения ситуации в проблеме оформления актов-рекламаций с ФГУП «ПО «Уралвагонзавод». Для правового регулирования возникающих вопросов между компанией и заводом при эксплуатации полувагонов модели 12-132-03 был разработан регламент взаимодействия, в котором разграничена ответственность между сторонами.
В соответствии с регламентом компенсация претензии по рекламациям включает в себя расходы, связанные с ремонтом или заменой детали вагона согласно калькуляции или в соответствии с протоколами о договорной цене, расходы по пересылке дефектного узла.
«Уралвагонзавод», получив акт-рекламацию и претензию, обязан в определенный срок компенсировать ОАО «РЖД» расходы согласно выставленной претензии.
Особенно много вопросов в последнее время возникало по поводу качества литых деталей тележек грузовых вагонов. В соответствии с регламентом завод обязуется обеспечить вагонные депо литыми деталями тележек для замены, принять и оплатить выполненные работы и расходы по возврату неисправных деталей тележек полувагонов. Надо сказать, что одним соглашением с «Уралвагонзаводом» дело ограничиться не должно. Компания планирует разработать подобные регламенты для каждого завода – производителя вагонов. Предприятие, допустившее брак в работе, должно нести за это ответственность и в полной мере компенсировать убытки. А рекламационная работа должна стать одной из надежных гарантий не только качественного ремонта, но и качества производства вагонов.

– Какие меры необходимо принять для повышения качества рекламационной работы?
– Думаю, что для повышения уровня рекламационной работы в вагонном хозяйстве целесообразно, во-первых, в краткий срок разработать общесетевую автоматизированную систему учета предъявляемых вагонным депо рекламаций на низкое качество ремонта грузовых вагонов, а также учета рекламаций на поставку ремонтным предприятиям некачественных запасных частей и расходных материалов. Кроме того, следует разработать электронную базу данных адресов предприятий – поставщиков грузовых вагонов, расходных материалов и запасных частей.
Департамент вагонного хозяйства и в дальнейшем будет следить за тем, чтобы ремонтные предприятия компании с предельным вниманием относились к интересам не только ОАО «РЖД», но и собственников подвижного состава.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31