25 июля 2021 06:03

Электрички застряли в кабинетах

Павел УСОВ,<br /> соб. корр. «Гудка»<br /> Хабаровск

Дальневосточная железная дорога намерена прекратить пригородные пассажирские перевозки, если правительство Хабаровского края откажется от создания совместной с ОАО «РЖД» пригородной компании.

В прошлом году «пригородные» расходы Дальневосточной железной дороги достигли 963 млн руб, убытки магистрали оцениваются в 509 млн руб. В этом году, по прогнозам экономистов дороги, они составят около 495 млн руб.

Сейчас ДВЖД ищет способы их минимизировать. В идеале, как рассказал руководитель службы предоставления услуг инфраструктуры в пассажирских сообщениях ДВЖД Сергей Фомичев, магистраль согласно распоряжению вице-президента ОАО «РЖД» Михаила Акулова должна свести все убытки к нулю.

Ради этого дорога намерена сократить эксплуатационные расходы. На Хабаровском отделении экономия может составить 135 млн руб. Еще один способ снизить убытки – установить реальные тарифы на перевозку пассажиров в пригородном сообщении. В этом году стоимость билетов планируется поднять на 15%. Однако для того, чтобы выйти на безубыточный уровень работы в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (ЕАО), стоимость билета необходимо поднять на 60%.

В регионах к такому повышению цен не готовы. Выходом из положения, как считают на ДВЖД, является создание в субъектах РФ пригородных компаний совместно с региональными властями. «Такая работа способна если не обеспечить безубыточность перевозок, то хотя бы свести убытки к минимуму. Со стороны региональных бюджетов необходима финансовая поддержка на покрытие выпадающих доходов дороги от перевозки льготных категорий пассажиров», – отметил заместитель начальника ДВЖД по реформированию и работе с органами власти субъектов РФ Юрий Зуев.

Единственной пригородной компанией на Дальнем Востоке сейчас является ОАО «Экспресс Приморья» (51% акций принадлежит ОАО «РЖД», 49% – краевой администрации). В 2006 году эта компания перевезла 17,5 млн человек, заметно увеличив сборы по сравнению с предыдущим периодом.

По словам Юрия Зуева, в ноябре 2005 года, когда заработал «Экспресс Приморья», количество безбилетных пассажиров в пригородных поездах сразу же сократилось на 40%.

Судьба же компании «Амур-пригород», которую ДВЖД планирует создать для перевозки пассажиров в ЕАО и Хабаровском крае, до сих пор не определена. Два года назад власти Хабаровского края отвергли предложенный дорогой вариант создания совместного предприятия. В краевом правительстве посчитали, что компания станет обузой для местного бюджета.

Дальневосточной дорогой был разработан новый бизнес-план «Амур-пригорода», который сейчас находится на рассмотрении краевых чиновников. Но региональная власть пока не спешит его утверждать. «Бизнес-план направлен на ознакомление причастным министерствам и комитетам. Правительство края считает целесообразным изучить опыт наших соседей, приморчан, а затем определить свое участие в создании совместной пригородной компании с учетом местной специфики. В любом случае пассажирские перевозки невыгодны, они дотируемы, поэтому надо внимательно подойти к этому вопросу», – подчеркнул заместитель министра промышленности, транспорта и связи Хабаровского края Виктор Савченко.

Между тем Дальневосточная магистраль готова на крайние меры, в случае если власти Хабаровского края будут и дальше затягивать создание СП.

«Если дорожная дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении не будет иметь поддержки и останется убыточной, то пригородные перевозки будут прекращены», – заявил руководитель службы предоставления услуг инфраструктуры в пассажирских сообщениях ДВЖД Сергей Фомичев.

Однако в министерстве промышленности, транспорта и связи Хабаровского края считают, что дорога не решится на столь радикальные действия.

«Думаю, что Сергей Фомичев все же сгустил краски», – сказал «Гудку» главный специалист отдела железнодорожного, воздушного и водного транспорта краевого министерства промышленности Сергей Антонов. При этом, уточнил чиновник, «пока однозначно нельзя говорить, будет ли создана пригородная компания с участием края».

Как сообщил «Гудку» начальник Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Михаил Шулин, в начале апреля от правительства края должны поступить замечания к представленному бизнес-плану. После этого будет сформирована рабочая группа для выработки совместной позиции. Михаил Шулин уверен, что краевые власти не допустят прекращения пригородного сообщения и в конечном счете одобрят создание «Амур-пригорода». После этого Дальневосточной дороге предстоят переговоры с другим потенциальным учредителем компании – администрацией Еврейской автономной области, где, не исключено, ситуация может повториться.

Павел УСОВ,
соб. корр. «Гудка»
Хабаровск


Справка «Гудка»
    В 2006 году расходы Дальневосточной железной дороги на пригородные пассажирские перевозки по сравнению с 2005 годом возросли на 48,5% и составили 962,7 млн руб. Доходы по пригородным перевозкам увеличились на 71,1% и достигли 453,6 млн руб. Соответственно убытки составили 509,1 млн руб. (+32,9%). Из них по Приморью – 398,8 млн, Еврейской автономной области – 25 млн, Хабаровскому краю – 69,4 млн руб.
    В прошлом году из бюджета Хабаровского края в соответствии с законом о краевом бюджете на 2006 год получены дотации на покрытие убытков дороги от государственного регулирования тарифов на пригородные перевозки в размере 27,8 млн руб.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31