01 августа 2021 14:50

Деньги инвестфонда счет любят

Сергей ПЛЕТНЕВ

Вчера правительственная комиссия одобрила два транспортных проекта, претендующих на средства Инвестфонда, – строительство погрузочного комплекса в порту Усть-Луга «Юг-2» и железной дороги Кызыл – Курагино в Республике Тыва.

В ходе презентации проекта строительства комплекса «Юг-2» между членами комиссии возникла дискуссия, кому должен принадлежать построенный комплекс. Дело в том, что частный инвестор – ОАО «Компания «Усть-Луга» – по проекту финансирует строительство причальной стенки. И, соответственно, получает ее в собственность.

«Вы забираете себе рабочую поверхность, а нам оставляете все остальное, – заметил глава МЭРТ Герман Греф. – Я бы предпочел наоборот». Директор ОАО «Компания «Усть-Луга» Игорь Русу предложил передать своей компании объект полностью, а государству впоследствии компенсировать все затраты. Однако против выступил министр финансов Алексей Кудрин. Он заметил, что в таком случае речь не идет о концессии и проект финансируется обычным кредитом, который надо брать в банке, а не в Инвестфонде. Игорь Русу не исключил, впрочем, варианта, когда объект передается государству, которое затем предоставит концессию «Усть-Луге».

Обсуждение строительства железной дороги Кызыл – Курагино выявило необходимость усовершенствовать методику расчетов эффективности проектов. Частный инвестор магистрали Кызыл – Курагино ЗАО «Енисейская промышленная компания» выразил согласие увеличить свою долю финансирования до 50%, дополнительно вложив 37 млрд руб. Но тогда в соответствии с методикой резко (на 120 млрд руб.) вырастут доходы частного инвестора после реализации проекта. Почему, не смог объяснить даже разработчик методики заместитель главы МЭРТ Кирилл Андросов. Документ, решил Герман Греф, придется дорабатывать.

Директор ЗАО «Объединенная Енисейская компания» Дмитрий Сахно готов к любым схемам финансирования и взаимодействия с Инвестфондом, лишь бы дорога была построена: она позволит начать разработку Элегестского месторождения коксующихся углей в Тыве, обеспечив также развитие и соседних месторождений.

ОАО «РЖД» не инвестирует в этот проект, но высказало готовность выступить оператором перевозок на линии Кызыл – Курагино.

«Мы готовы платить за перевозку угля не только по Прейскуранту 10-01, но и по специальному инвестиционному тарифу, если он будет разработан», – заявил Дмитрий Сахно. По мнению Германа Грефа, появление железной дороги вблизи месторождений позволяет резко увеличить их стоимость. «Мы сразу продадим одно из них и тут же окупим все инвестиции в строительство», – заявил он.

Теперь оба проекта должны пройти утверждение Правительством РФ.

Сергей ПЛЕТНЕВ


Справка «Гудка»:
    Стоимость строительства комплекса «Юг-2» составляет 8,39 млрд руб. Срок реализации – три года. Предполагается государственное софинансирование в размере 2,14 млрд руб.
    Строительство железнодорожной ветки Кызыл – Курагино оценивается в 131,6 млрд руб. Срок реализации – 2012 год. Размер господдержки – 49,3 млрд руб.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31