17 января 2022 01:27

Плюс индустриализация нижнего приангарья

Беседовал<br /> Ринат РЕЗВАНОВ<br /> Красноярск

В 2007 году в Красноярском крае стартует программа комплексного развития Нижнего Приангарья. Подписание соглашения между президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным и губернатором Красноярского края Александром Хлопониным об участии ОАО «РЖД» в развитии существующей линии Решоты – Карабула и строительстве новой – Карабула – Ярки стало основой для развития транспортной инфраструктуры в рамках этого масштабного проекта. О ходе реализации планов, предусмотренных этим соглашением, «Гудку» рассказал начальник Красноярской железной дороги Владимир Супрун.

– Ключом к Приангарью, по общему мнению, должна стать железная дорога. Какие работы запланированы КрЖД на линии Решоты – Карабула?
– На железнодорожной карте должна появиться полноценная погрузочная станция – Пихтовая, которая обеспечит перевозку грузов для будущего Богучанского алюминиевого завода мощностью до 600 тыс. тонн первичного алюминия в год. В Карабуле будет развита социально-бытовая инфраструктура, построен дом отдыха локомотивных бригад, что очень важно с точки зрения работы коллектива, ведь при освоении Приангарья эта станция становится опорной.

Мы приступили к проектированию двух новых разъездов: Каменная Речка и Тиличет. Завершаются работы по оборудованию участка Решоты – Карабула устройствами контроля свободности перегонов (ЭССО). Проложенный в Приангарье еще в прошлом году магистральный кабель связи позволил решить проблемы с информационными коммуникациями.
На Решотском железнодорожном узле намечена реконструкция Северного парка станции – пути будут удлинены для приема составов в 71 условный вагон. Кроме того, поступающие с Приангарского Севера грузы получат прямой выход на восточное направление. Запланирована установка системы коммерческого осмотра вагонов в поездах (АСКО ПВ), установка взвешивающего рельса.

– Как будет участвовать Красноярская магистраль в сооружении новой 44-километровой линии от Карабулы до левобережья Ангары?
– У нас достигнута договоренность с краевой администрацией о предоставлении дорогой технических условий на строительство этого участка. Более того, КрЖД выступает в качестве официального эксперта при проведении конкурсных торгов на подрядные работы.
Сдача нового участка Карабула – Ярки намечена на 2009 год. Вопросы проектирования и строительства ведутся специально созданной Корпорацией развития Красноярского края.

– На какой объем и номенклатуру грузов рассчитывает КрЖД после завершения строительства?
– На сегодня в Нижне-Приангарском регионе доминируют лесные грузы. Развитие ресурсной базы позволит значительно расширить как номенклатуру перевозимых грузов, так и их объемы. Ведь помимо транспортного обеспечения Богучанской ГЭС, строящегося алюминиевого завода, а также целлюлозно- бумажного комбината в районе поселка Ярки у дороги имеются перспективы по организации перевозок каменного и бурого углей, железных, цветных и полиметаллических руд, углеводородов.
Сейчас суммарный объем перевозок на направлении Решоты – Карабула составляет около 3 млн тонн ежегодно. Однако к 2015 году эта цифра может превысить 11 млн тонн. Для того чтобы обеспечить растущий грузопоток, дорогой подготовлена инвестиционная заявка в центральный аппарат «РЖД». При этом существующий объем инвестиций значителен: в 2006 году общая сумма средств составила 75,62 млн руб., на 2007 год определены средства в размере 76,5 млн руб.

– На рассмотрении правительственной комиссии РФ находится заявка на строительство железнодорожной линии в Республику Тува: Курагино – Кызыл. Что представляет собой этот проект?
– Прокладка 460-километровой железной дороги в Саянском высокогорье позволит Туве обеспечить надежные поставки коксующихся углей – объем перевозок на начальном этапе оценивается в 12 – 13 млн тонн. Сейчас тувинским углем интересуются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, куда предполагается поставлять до 50% от общего объема угольных перевозок. Активный интерес к рудной базе республики проявляет и «Норильский никель», разрабатывающий Ак-Сугское и готовящийся к приобретению лицензии на Кызыл-Чадырское медно-молибденовое месторождение.
Безусловно, к новой линии есть интерес и со стороны дороги, как, впрочем, и к любому проекту, где просматривается существенное увеличение грузовой базы. Ведь значительный участок новой линии пройдет по территории Красноярского края. Краевая администрация уже выступила с предложением удлинить дорогу на 24,3 км, для того чтобы она прошла через железорудные месторождения Казырской группы. Однако на сегодняшний день нет предварительных расчетов, которые хотя бы ориентировочно давали возможность оценить масштаб предполагаемого грузооборота.

– Скоро будет год, как начал свою работу нефтеналивной терминал на станции Уяр. Каковы предварительные итоги его работы?
– Полная реконструкция этого наливного пункта стала одним из наиболее важных инфраструктурных проектов КрЖД. Строительство терминала началось в июне 2005 года, а уже 1 апреля 2006 года в режиме опытно-промышленной эксплуатации был налит нефтью первый состав.
Реконструкция оказалась значимой не только для нас, но и для региональной экономики – только в Уяре появилось более 300 новых рабочих мест, заметно увеличились налоговые поступления в бюджеты всех уровней. В 2006 году с Уяра было отгружено 3,9 млн тонн нефти, в итоге доля выручки от перевозки нефти составила 23,3% от общедорожной.
Эффективно организована логистика нефтеперевозок: с момента ввода терминала отправлено около 1,2 тыс. маршрутов со средним весом поезда 5,87 тыс. тонн. В 2007 году со станции Уяр мы планируем отгрузить 9 млн тонн нефти – 65,5% поступит на Комсомольский нефтеперерабатывающий завод, а 34,5% – на Хабаровский. С учетом сахалинской нефти мы полностью закрываем потребности этих заводов в углеводородном сырье.
Кроме того, с февраля 2007 года нефтеналивной терминал Уяра отгружает нефть на станцию Ванино, причем ежемесячно планируется отправлять на ДВЖД по 50 тыс. тонн.

– Благодаря Уяру на КрЖД освоено новое направление в ремонте подвижного состава. Сколько цистерн готова ремонтировать сегодня дорога?
– Еще при подготовке строительства нефтеналивного терминала мы понимали, что, как только терминал вступит в строй, возникнет потребность в проведении ремонтных работ большого парка цистерн. Учитывая, что выход Уяра на налив 9 млн тонн означает ежедневный прием 300 – 400 цистерн, на базе вагоноремонтных депо Иланская и Ужур было решено организовать их ремонт. К созданным ремонтным мощностям органично добавилось действующее на станции Новая Еловка оборудование по пропарке цистерн.
Мы оцениваем расчетную потребность в ремонте на уровне 1500 цистерн ежегодно. На этот год дирекцией по ремонту грузовых вагонов уже заключены договора на ремонт 1235 вагонов. Основными партнерами в данном сегменте бизнеса для нас стали ЗАО «Дальневосточная транспортная группа» и ЗАО «НефтьТрансСервис».

– Какие ключевые задачи вы как начальник дороги поставили перед своим коллективом в 2007 году?
– Хочется особо подчеркнуть, что коллектив Красноярской магистрали успешно справился с поставленными в прошлом году задачами. Об этом свидетельствует тот факт, что решением правления ОАО «РЖД» наша дорога была названа победителем сетевого соревнования за 2006 год. Сумев в очень непростых условиях занять первое место на сети в начале года, дорога сохранила свои лидирующие позиции, в итоге став первой среди семнадцати дорожных филиалов «РЖД».
Сейчас дорога ставит перед собой новые задачи. 2007 год объявлен годом системного управления качеством. Большое внимание мы уделим вопросам качественной перестройки принципов принятия управленческих решений. Решение расширенного заседания правления ОАО «РЖД» предусматривает, что с этого года заместителям начальника дороги и главному инженеру предстоит вырабатывать и защищать проекты, направленные на внедрение систем менеджмента качества.
Я считаю важным, чтобы понимание новых задач существовало не только на всех уровнях управления, но и в сознании каждого работника железной дороги.

Беседовал
Ринат РЕЗВАНОВ
Красноярск


Справка «Гудка»
    Общая сумма средств, предусмотренных в 2007 году по программе усиления и развития инфраструктуры железнодорожной линии Решоты – Карабула, составит 76,5 млн руб., в том числе проектирование – 11,0 млн руб.; строительство – 65,5 млн руб. В частности, предусмотрено проектирование разъездов Каменная Речка (на перегоне Чунояр – Новохайская), Тиличет (на перегоне Поканаевка – Плашечная) – 3 млн руб.; ведется строительство на станции Карабула дома отдыха локомотивных бригад, совмещенного с магазином, столовой и служебными помещениями для работников пункта технического обслуживания вагонов и охраны, – 39 млн руб.; предстоит выполнить работу по замене пролетных строений на двух мостах – 11 млн руб. и т.д.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31