24 января 2022 09:04

Наедине с природой

Железная дорога в Туву пройдёт через заповедник, не нанеся вреда животному и растительному миру

Железная дорога в Туву пройдёт через заповедник, не нанеся вреда животному и растительному миру. Утверждены изменения в проекте строительства железнодорожной линии Курагино – Кызыл, предусматривающие её прохождение по территории природного парка «Ергаки».
Железная дорога в Туву пройдёт через заповедник, не нанеся вреда животному и растительному миру

Наряду с гужевым в природном парке «Ергаки» появится и железнодорожный транспорт
Утверждены изменения в проекте строительства железнодорожной линии Курагино – Кызыл, предусматривающие её прохождение по территории природного парка «Ергаки». В ближайшей перспективе – рассмотрение вопросов электрификации трассы и строительства вторых путей на месте её примыкания к Транссибу.

Согласно паспорту проекта, утверждённому Федеральным агентством железнодорожного транспорта, администрациями районов Красноярского края и Тувы, по территории саянского природного парка «Ергаки» пройдёт свыше 50 км новой линии.

«Первоначально проект предусматривал обход природного парка, однако его руководство, получив гарантии безопасности природного разнообразия «Ергаков», разрешило строительство на своей территории», – говорит заместитель руководителя Сибирского отделения Федерального агентства железнодорожного транспорта Владимир Артемченко. Благодаря этому общая протяжённость линии сократится с 459 км, предусмотренных первоначальным проектом, до 403 км.

Как сообщила «Гудку» пресс-секретарь «Ергаков» Лариса Голубь, проходящие по парку пути обнесут специальной вольерной сеткой. Ограждения нужны для того, чтобы животные не вышли на пути, где их может сбить поезд.

«А чтобы звери могли свободно передвигаться по заповеднику, здесь специально построят несколько масштабных переходов – мосты над путями шириной 40 – 60 м. Их засыплют землёй и засадят деревьями и кустарниками, чтобы животные чувствовали себя спокойно», – говорит Лариса Голубь.

Директор парка «Ергаки» Владимир Рыженков отмечает, что подобные переходы – распространённая практика в Канаде, где железные дороги часто проходят через заповедники.

«Я специально осматривал природные парки этой страны, весьма сходной с Россией по климату. Там железнодорожные пути проложены давно, и они не несут вреда ни животному, ни растительному миру», – говорит он.

Более того, железная дорога даже поможет природному парку. Туристам будет легче добираться до Ергаков – в районе Буйбинского озера планируется построить станцию и визит-центр. А жители посёлка Арадан, расположенного в парке, получат работу.

Между тем Красноярская магистраль сделала проектировщику строительства будущей линии ООО «Севзаптранспроект» ещё одно экологическое предложение – электрифицировать трассу (пока проект её строительства предполагает тепловозную тягу). Это не только выгодно дороге, основу тягового парка которой составляют электровозы, но и положительно скажется на сохранении природного баланса.

«Надо сразу делать хорошо. Электрификация позволит экономить на эксплуатации: не будет расходов на дизельное топливо. Меньше гари будет в «Ергаках». К тому же тепловоз может тянуть состав весом 4 тыс. тонн, а электровоз – в полтора раза больше», – говорит начальник службы технической политики КрЖД Вячеслав Иванов.

Параллельно с решением вопроса о тяге будут рассматриваться предложения строительства вторых путей в месте примыкания ветки к Транссибу.

«На этом участке дороги нужно либо делать множество вставок вторых путей на однопутных участках, либо сразу прокладывать второй путь. Это нужно, чтобы поезда шли без заторов, что неизбежно на однопутном участке», – отмечает Вячеслав Иванов.

Проект строительства сплошных прямых путей поддержан правительством Тувы и администрацией Красноярского края. Ведь благодаря железной дороге Тува сможет вывозить коксующиеся угли с Элегестского месторождения, запасы которого составляют около 900 млн тонн.

«Красноярский край граничит с Тувой, и прокладка трассы от Курагино на юг – сфера наших интересов. Любые крупные проекты в Хакасии, Туве глохнут по одной и той же причине: нет коммуникаций. А если дорогу построят, мы сможем разрабатывать богатые месторождения», – говорит министр транспорта и связи правительства Красноярского края Александр Ядов.

Причём начала промышленного освоения ждут не только запасы угля.

«У нас множество месторождений, и не только уголь, есть и золото. Но пока ископаемые перевозятся только автотранспортом, – говорит начальник отдела реализации инвестиционных и инновационных проектов министерства экономики Тувы Александр Ли. – По железной дороге можно вывозить гораздо больше. И дешевле».

Кроме того, автомобилям не под силу планируемый объём перевозок угля с Элегестского месторождения – ожидается, что после строительства линии отсюда ежегодно будет уходить в другие регионы по 12 млн тонн груза.

«Ещё 3 млн тонн грузов в год Тува будет транспортировать для собственных нужд», – отмечает Александр Ли.

Строительство трассы Курагино – Кызыл обойдётся в 131 млрд руб. Финансирование будет идти на паритетных условиях за счёт Инвестиционного фонда и ЗАО «Енисейская промышленная компания».

Сергей Михалёв,
соб. корр. «Гудка»
Красноярск – Чита


Справка «Гудка»
    Природный парк «Ергаки» создан в 2005 году как особо охраняемая природная территория краевого значения. Его общая площадь составляет 217,0 тыс. га. В состав парка вошли два памятника природы краевого значения – озеро Ойское и Каменный городок.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31