21 января 2022 14:39

Формула скорости

Борис Глюзберг, заведующий лабораторией отделения «Путь и путевое хозяйство» ОАО «ВНИИЖТ»
– Многие горловины станций были построены очень давно, и сегодня они работают в стеснённых условиях, мешая быстрому пропуску поездов. Мы не можем сломать эти горловины и построить новые, поскольку расширять станции, расположенные в крупных городах, просто некуда. Один из путей решения этой проблемы – разработка специальных стрелочных переводов. С одной стороны, они должны быть взаимозаменяемы с теми, что находятся в эксплуатации в настоящее время, с другой – позволять увеличивать скорость прохождения составов.

Учёные работают над проектом такого перевода марки 1/9 с увеличенным радиусом ответвлённого направления. В первую очередь его делают для конечных станций высокоскоростного движения. Также его установят в барьерных местах, где надо увеличить скорости на ответвлённое направление. Если сегодня скорость движения по таким переводам составляет 25 км/ч, то по новому переводу она возрастёт до 40 км/ч. Особенно важно его использовать на линиях с небольшими расстояниями между раздельными пунктами. Это поможет повысить скорость в целом по перегону.

Новые конструкции, в частности криволинейные крестовины, позволят увеличить радиус на боковой путь с 200 м до 275, что также даст прирост скорости по ответвлённому направлению. Там, где нужно ещё увеличить скорость, есть возможность, незначительно удлинив стрелочный перевод, сделать его более пологой марки.

Очень важно модернизировать самый распространённый на сети перевод марки 1/11. Использовав криволинейную крестовину и увеличив радиус на этом переводе, можно поднять скорость движения с нынешних 40 км/ч до 50. Внедрение такого перевода в Сибири, где со станции на подъём выходит тяжеловесный поезд, позволит решить вопрос нехватки тяговых усилий у локомотивов.

Наша лаборатория разрабатывает гамму криволинейных стрелочных переводов, часть их уже создана. Мы провели исследования, расчёты и получили набор этих устройств для различных радиусов. Скажем, стрелочный перевод для радиуса 350 м можно укладывать в кривые от 300 до 550 м и так далее. Эти конструкции уже освоили заводы-производители. Они понравились и путейцам, поскольку их эффективность очень высока: они на треть снижают затраты на эксплуатацию, на четверть повышают срок службы элементов перевода, снимают ограничения движения по кривым. Но, к сожалению, снабженцы не хотят заказывать эти переводы. Ведь им для этого надо знать, где именно нужен перевод определённого радиуса, а где – обычный.

Проще заказать обычные переводы, привезти партию на место и сказать путейцам: берите, врезайте. Такая практика сокращает срок службы стрелок, ограничивает скорость движения. Считаю, что нужно правильно организовать систему снабжения, научить специалистов грамотно укладывать стрелочные переводы. Наша лаборатория разработала специальную методику укладки, её разослали на дороги более двух лет назад, а в дистанции пути она до сих пор не попала.

Наша лаборатория разработала специальную методику укладки стрелочных переводов
Буквально на днях в Новосибирске начнётся заводская приёмка высокоскоростного съезда марки 1/11. Он позволяет развивать скорость до 250 км/ч по основному пути и 50 км/ч – по боковому. Без него и аналогичных стрелочных переводов, которые изготовит Муромский стрелочный завод, невозможно даже приступить к ходовым испытаниям скоростного поезда «Сапсан». Четыре таких съезда и четыре отдельных перевода будут уложены на Октябрьской дороге на станциях Боровёнки и Торбино. На них учёные применили много новых конструкторских решений, не только путейских, но и хозяйства СЦБ. Например, вместо традиционных двух приводов (по одному на стрелке и крестовине) здесь установлены четыре, заменена вся система управления стрелочным переводом.

Наша лаборатория участвует в двух программах: повышения скоростей движения на существующей линии Москва – Санкт-Петербург и проектирования будущей линии между двумя столицами, рассчитанной на скорость 400 км/ч. На ней будут пологие переводы и съезды вплоть до марки 1/46. На таких скоростных линиях для соблюдения безопасности и графика движения поездов при производстве ремонтных работ через каждые 30 – 40 км должен лежать диспетчерский съезд, скорость движения по которому на боковой путь должна быть не менее половины максимальной скорости на перегоне.

Съезды и переводы марки 1/46 будут иметь длину от 250 до 300 м. Производить их должны отечественные заводы. При их разработке мы учитываем российские условия эксплуатации, применяем конструктивные решения, отличные от зарубежных аналогов. В частности, в области геометрии пути нам удалось разработать методику, отвечающую одновременно требованиям немецких, французских и российских железных дорог.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31