19 января 2022 13:54

На всех парах к Дону

Железная дорога помогла казацкому краю торговать углем

Железная дорога помогла казацкому краю торговать углем

Прошло 145 лет с тех пор, как начала работу первая железнодорожная линия будущей Северо-Кавказской железной дороги. Она пролегла через Новочеркасск и связала станицы Грушевская и Аксайская с веткой к угольным копям и выходом к пристани на донском берегу.

В марте 1860 года на стол военного министра лёг рапорт, в котором атаман Войска Донского Михаил Хомутов сообщал о необходимости прокладки железной дороги от Грушевских копей к пристани возле станицы Мелеховской. По мнению казачьего предводителя, магистраль могла бы поспособствовать торговому и промышленному развитию края. Во второй половине XIX века на тех территориях были открыты богатые залежи каменного угля, а вот со своевременной поставкой сырья потребителям существовали большие проблемы.

Предложение атамана нашло поддержку у российского императора Александра II, который в декабре того же года одобрил «Положение о Комитете для сооружения Грушевско-Донской железной дороги и пристани на реке Доне».

Весной 1861 года в двух верстах от Новочеркасска прошла торжественная церемония, посвящённая началу строительства новой железной дороги.

«Донские войсковые ведомости» тогда отчитались перед своими читателями: «Праздник этот, как следовало ожидать, привлёк многочисленную публику. После молебствия наказной атаман, как представитель Войска Донского, положив на тачку первую глыбу земли, прошёл с нею некоторое расстояние, за ним следовал начальник штаба – член комитета железной дороги и наконец строитель дороги с прочими инженерами. Торжество кончилось обедом для рабочих и гостей».

Строительство, в котором были задействованы около 3 тыс. рабочих, велось завидными темпами. Шпалы и лесоматериалы для будущей Грушевско-Донской железной дороги закупались в России. Металлические мостовые конструкции, механическое оборудование для ремонтных мастерских, паровые машины, гидравлические краны, поворотные круги, подвижной состав – паровозы, вагоны и многое другое пароходами доставлялись из Бельгии.

Уже 10 января 1864 года по новому стилю линия протяжённостью 66 вёрст была сдана в эксплуатацию. Правда, во время её возведения от первоначального проекта отказались – от Грушевских копей дорога завернула не в сторону Мелеховской станицы, а к станице Аксайская.

Тогда же – в январе 1864 года – тишину Донского края нарушил первый паровозный гудок. Состав с углем проследовал от станции Максимовка к Аксайским пристаням. Здесь груз перевалили на баржи, которые и доставили его российским заказчикам.

Надо сказать, что поначалу составы, проходившие по Грушевско-Донской железной дороге, вызывали у местных жителей панику. Были случаи, когда при виде пышущего паром локомотива бесстрашные казаки отказывались слушать команды офицеров и пускались наутёк. Впрочем, очень скоро народ не только привык к новому виду транспорта, но и стал пользоваться его услугами. И даже самые консервативные казаки не могли отказать себе в удовольствии прокатиться в уютном купе пассажирского вагона.

Наталья Алексеева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31