26 января 2022 09:14

«Мужская» профессия

Юной железнодорожнице помог твёрдый характер

Лучшим машинистом тепловоза ТУ2 стала пятнадцатилетняя сибирячка Анастасия Чувашова. Это показал сетевой конкурс профессионального мастерства среди юных железнодорожников в Санкт-Петербурге.

Настя победила дюжину претендентов на звание «лучший машинист»
Вместе с начальником Восточно-Сибирской Детской железной дороги Валентином Красюковым мы стоим на перроне Иркутского вокзала и ждём, когда диктор объявит прибытие фирменного поезда Иркутск – Санкт-Петербург, которым возвращается домой победительница. Валентин Иванович ради такого торжественного случая даже в мундир нарядился. Выглядит как именинник.
– Настя – твёрдый человечек, надёжный и интеллектом Бог не обидел. Всё схватывает на лету, память отменная, легко ориентируется в технике. Не скрою, было несколько кандидатов, но выбор остановили на ней, – выслушав очередное сообщение, говорит Красюков.

А затем вместе с группой встречающих мы спешим быстрее найти одиннадцатый вагон. Именно из него выпархивает небольшая группа детей в синей форменной одежде, передавая родным рюкзачки и сумки. В тамбуре появляется и Настя, которая не скрывает счастливой улыбки, завидев начальника Детской дороги и объективы теле- и фотокамер.
– Я очень довольна, что старания моих инструкторов и наставников – Олега Борисовича Шувалова, Андрея Юрьевича Малышева и Валентина Ивановича Красюкова – не пропали даром. У меня было более дюжины соперников в номинации машинистов ТУ2, в подавляющем своём мальчики. В самом начале некоторые улыбались, когда узнали, что и я буду участвовать в этом конкурсе, но поздравляли все, когда узнали, что у меня лучший результат, – с дипломом и кубком в руках едва успевает отвечать на вопросы Настя. – Легко ли было? Трудно, конечно. Но я сумела побороть свои страхи и сомнения.

Лицо Насти освещается такой ясной и довольной улыбкой – ведь все волнения остались позади, – что это настроение передаётся всем. Вместе с Валентином Ивановичем мы помогаем Насте донести до микроавтобуса её вовсе не тяжёлый багаж и договариваемся встретиться завтра, когда она придёт на занятия.

Утром, как и договаривались, я спешу на Детскую железную дорогу. Ещё на подходе слышу весёлую музыку, в которую то и дело вклиниваются вполне «взрослые» объявления.

– Внимание! На первый путь выставляется локомотив, – доносится из динамика.
– Уважаемые пассажиры, будьте внимательны: поезд «Сибирячок» отправляется, – ещё через какое-то время добавляет теперь уже другой голос.
– Да, у нас всё по-взрослому, хотя и вагоны, и локомотивы детские, – говорит Валентин Иванович, когда я делюсь с ним своими впечатлениями. – Да и специальности ребята изучают вполне серьёзные, пусть и в самом только первом приближении к ним. И в учителях у них самые настоящие железнодорожники, которые в своей жизни и машинистами, и путейцами, и дежурными по станции поработали.

Пока разговариваем и наблюдаем за размеренным ритмом жизни Малой магистрали, появляется и раскрасневшаяся от утренней прохлады Настя. Отвечая на приветствия и поздравления своих сверстников, она добирается до нас.

Свою дорогу к нынешней победе ученица девятого класса школы № 80 города Иркутска Настя Чувашова, как выясняется, начинала три года назад.
– Приходили к нам с Детской магистрали и приглашали записаться в кружок юных железнодорожников. Мне это показалось интересным, хотя на железной дороге никто из моих близких не работает. Единственная железнодорожная линия в нашей родословной – это прапрадедушка, который был машинистом паровоза. Так и пошло, а сейчас уже здесь всё такое родное и близкое, – обводит Настя взглядом сверкающую чистотой привокзальную площадь.

За минувшие три года Настя кем только не была: проводником вагонов, кассиром, дежурным по вокзалу, осмотрщиком вагонов, помощником машиниста, а затем и машинистом тепловоза ТУ2.
– Несмотря на то что он учебный, пульт у него самый настоящий, как у взрослого. На нём такая же система управления, как на современных тепловозах и электровозах. Но прежде чем повести его самостоятельно, нужно было много чего узнать и многому научиться. Но мне это нравилось и нравится, – рассудительно говорит Настя.

А я вспоминаю слова Красюкова и про твёрдый характер, и про неуёмную тягу к новым знаниям, про собранность Насти, несмотря на её юный возраст. Учиться только на «отлично» в средней школе и добиваться таких же успехов на Детской железной дороге – это ведь далеко не каждому дано. Но чувствую, ей на самом деле по сердцу и ПТЭ изучать, и устройство локомотива, и обязанности машиниста в движении.
– Взрослому не уступит в знании этих вещей, – позднее подтвердил Красюков.

Сама Настя о своём будущем пока ясного представления, как честно призналась, не имеет.
– Мне бы сначала школу окончить, ведь ещё целых два года учиться. А потом я не исключаю, что приду в железнодорожный вуз. Мне нравится, что компания быстро и динамично меняется, приходят новые технологии, появляются скоростные магистрали, поезда типа «Сапсан» и «Аллегро». А лет через пять или семь, наверное, будет ещё интереснее, – мечтательно задумывается она.

За окном сеет мелкий дождик, но и он, похоже, не в силах заглушить хорошего настроения Насти Чувашовой, единственной сегодня в России девочке, ставшей лучшим машинистом Детских железных дорог страны.

Сергей Кез,
соб. корр. «Гудка»
Иркутск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30