16 января 2022 22:02

Всё включено

ОАО «РЖД» запустило пилотный проект по организации сервисного обслуживания локомотивов

Контракт на полное сервисное обслуживание локомотивов «Ермак», работающих на полигоне Восточно-Сибирской железной дороги, подписан между ОАО «РЖД» и ЗАО «Трансмашхолдинг» (ТМХ).

Идеология сервисного обслуживания делает ремонтные предприятия более клиентоориентированными
Как подчеркнул вице-президент ОАО «РЖД» Алексей Воротилкин, контракты ОАО «РЖД» с зарубежными производителями («Сименсом», «Альстомом» и др.) первоначально предполагают предоставление сервисных услуг на технику. Теперь же документ подписан между отечественным производителем и эксплуатирующей организацией в рамках сервисного договора, и такая идеология на железнодорожном транспорте применяется впервые в России.

Эксперимент начался на полигоне протяжённостью 1400 км ВСЖД, где новой технологии ремонта подвергнутся 130 локомотивов «Ермак», принадлежащих ОАО «РЖД». В качестве партнёра ТМХ определены локомотивное депо Вихоревка и ремонтное депо Братское, где создан филиал сервисной компании «ТМХ-Сервис» с необходимым штатом работников. Именно этот филиал будет планировать все виды ремонта «Ермаков», заказывать в депо нужных специалистов, оплачивать их труд, контролировать качество ремонта, обеспечивать бесперебойное снабжение запасными частями.
«Уже назначены контролёры сервисной компании «ТМХ-сервис» на ПТОЛах. Они будут вести пономерной учёт и расход запасных частей, следить за качеством ремонта», – рассказал начальник региональной дирекции по ремонту тягового подвижного состава Роман Субботин.

Полное сервисное обслуживание подразумевает ответственность производителя за техническое состояние локомотива на протяжении всего жизненного цикла, а это порядка 40 лет. При этом документы, которые определяют, как эксплуатировать новый локомотив, устанавливает завод-изготовитель. Таким документом является Инструкция по эксплуатации. На основании этого выводится ответственность между ОАО «РЖД» и ТМХ. Со своей стороны ТМХ гарантирует коэффициент технической эксплуатационной готовности своих локомотивов. А ответственность ОАО «РЖД» – определить соотношение цена – качество.

Заместитель генерального директора ЗАО «Трансмашхолдинг» по сервисному обслуживанию Виктор Иванов считает, что создание сети фирменного обслуживания является одним из важнейших направлений развития ТМХ на ближайшие годы. Холдинг получит возможность проводить мониторинг конструкторских разработок, отслеживать работу своей продукции в условиях реальной эксплуатации. В холдинге рассчитывают, что такая политика в сфере послепродажного обслуживания продукции приведёт к снижению стоимости жизненного цикла подвижного состава и повышению экономической отдачи при его эксплуатации.

ОАО «РЖД» как эксплуатант получает, в свою очередь, авторизованный сервис. Если раньше покупатель был вынужден самостоятельно решать проблемы, связанные с постгарантийным ремонтом и обслуживанием, то с созданием сети фирменного сервиса этим займутся специалисты компании-производителя.

Алексей Воротилкин отмечает, что, повышая качество услуг сервиса, завод-изготовитель показывает свою прямую заинтересованность в выпуске более качественной продукции. Ведь от этого производитель получит и более высокие экономические мотивы. А ОАО «РЖД» уменьшает свои эксплуатационные расходы, так как существенно сокращается пересодержание локомотивов из-за их частых поломок и простоев.

Реформирование локомотивного хозяйства в качестве сервисного обслуживания затрагивает не только производителей новых локомотивов. Ещё один договор в рамках пилотного проекта ОАО «РЖД» заключило с ОАО «Желдорреммаш» (ЖДРМ). И если повышение ответственности производителей локомотивов осуществляется в лице ТМХ как обеспечивающего техническое обслуживание и ремонт своей продукции на всём жизненном цикле локомотива, то в лице ЖДРМ повышается ответственность как производящего капитальный ремонт.

Алексей Воротилкин считает, что заводы ЖДРМ должны предложить своё видение предоставления надёжности и качества капитального ремонта. Очевидно, что новые изоляционные материалы и виды применяемых токопроводящих и других материалов, новое оборудование будут увеличивать стоимость ремонта, но при этом увеличится и межремонтный пробег локомотива.

Директор по развитию ОАО «Желдорреммаш» Михаил Алёхин пояснил, что основная цель внедрения сервисного обслуживания – обеспечить постоянный мониторинг локомотивов в эксплуатации, анализ отказов узлов, поиск причин отказов, принятие мер по совершенствованию конструкции локомотива. Во всём мире производитель отвечает за техническое состояние локомотива на всём жизненном цикле: от его производства до списания. Особенностью сегодняшней ситуации является то, что в ОАО «РЖД» значительную долю (около 80%) составляет так называемый старый парк. Именно поэтому заводы ЖДРМ стали участниками пилотного проекта по сервисному обслуживанию локомотивов компании. «Наша задача – обеспечить техническое состояние локомотива во второй части его жизненного цикла, от заводского ремонта локомотива до его списания», – отмечает Михаил Алёхин.

Единственная проблема на текущий момент – недофинансирование заводского ремонта локомотивов: если на Западе доля затрат на заводские виды ремонта в структуре жизненного цикла локомотивов составляет около 60%, то в России – не превышает 15%.

Одна из целей участия ОАО «Желдорреммаш» в сервисном обслуживании локомотивов – обеспечить перераспределение средств в заводские виды ремонтов. Это позволит заложить основу надёжности локомотива и сэкономить значительные средства при его дальнейшей эксплуатации как минимум за счёт сокращения межпоездных ремонтов. «Мы считаем данное направление деятельности очень важным в своей бизнес-стратегии. Новая идеология делает предприятия ЖДРМ в большей степени клиентоориентированными, чего не было никогда ранее», – заверил Михаил Алёхин.

Генеральный директор ООО «ТМХ-Сервис» Валерий Гриненко рассказал, что главная цель проекта – возложить ответственность за постгарантийное обслуживание электровозов на их производителей ТМХ и заводы, выполняющие капитальный ремонт тягового подвижного состава ЖДРМ. Для этого и создана компания ООО «ТМХ-Сервис», которая в рамках договоров с ТМХ и ЖДРМ отвечает за качественное и полное обслуживание электровозов, используемых ОАО «РЖД». В настоящее время созданы подразделения в нескольких депо ВСЖД, специалисты которых круглосуточно отслеживают качество, технологию проводимого технического обслуживания локомотивов, а также отвечают за обеспечение необходимыми запасными частями и материалами.

Так как пока что проект является пилотным, некоторые моменты этого сотрудничества требуют уточнения и доработки. В настоящее время весь ремонт выполняется на базе существующих ремонтных депо ОАО «РЖД» силами работающего в них персонала. К сожалению, сервисная компания не имеет рычагов мотивации ремонтного персонала за качественное и оперативное выполнение работы, а сами депо требуют переоснащения для повышения уровня сервисного обслуживания.
«В конце года ОАО «РЖД» оценит успешность реализации пилотного проекта сервисного обслуживания и примет решение о распространении предлагаемой схемы в других депо. Уже сейчас специалистами ООО «ТМХ-Сервис» проведено обследование ремонтных баз в Курске, Туапсе, Хабаровске, Калининграде. Мы готовы принять на себя ответственность за выполнение полного комплекса работ по техническому обслуживанию и ремонту электровозов на этих полигонах», – подчеркнул Валерий Гриненко.

В локомотивном хозяйстве ОАО «РЖД» уже ввели на практике такое понятие, как «время реагирования на отказ». То есть сегодня, если локомотив сломался, перед устранением неисправности предстоит пройти целый ряд мероприятий: отставить локомотив от работы, дождаться представителя депо, оценить характер неисправности и только потом приступать к ремонту. При такой системе локомотив может простоять не одни сутки, в результате чего значительно снижается его производительность. Сейчас в ОАО «РЖД» ввели другой порядок: сначала на локомотиве устраняется неисправность, а затем уже выясняются её причины. Время реагирования на отказ включает в себя время отстановки от работы и время выпуска исправного локомотива. Минимальным же сроком, независимо от неисправности, являются сутки.

Заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Олег Трудов отмечает, что сам факт того, что теперь производитель будет сам обслуживать свои локомотивы, можно оценить положительно. ОАО «РЖД сможет в большей степени сосредоточиться на перевозках, а производитель более качественно выполнить ремонт собственной продукции, так как в сложных случаях всегда можно привлечь инженерно-конструкторский персонал, который участвовал в создании этих машин и знает их гораздо лучше, чем персонал ремонтных депо. Кроме того, производитель и потребитель переходят на качественно иной уровень взаимоотношений. Теперь производитель не просто передаёт технику в эксплуатацию, но и несёт ответственность за её работоспособность. А ОАО «РЖД» только эксплуатирует локомотивы и вправе требовать от производителя, а точнее, от организации, осуществляющей сервисное обслуживание, соответствия техники установленным параметрам.

Юлия Алифанова
Сергей Кез,
соб. корр. «Гудка»
Иркутск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30