16 января 2022 22:31

Форум как место для дискуссий

Калининградские железнодорожники предлагают своим коллегам снизить тарифы

В Калининграде прошёл II Балтийский транспортный форум, участие в котором приняли представители Федерального агентства железнодорожного транспорта, таможни, Калининградской и Октябрьской железных дорог, прибалтийских портов, транспортных компаний и др.

Мощности Калининградского порта используются сегодня лишь наполовину
Одним из центральных вопросов конференции, как и в прошлом году на аналогичной встрече, стала тема железнодорожных тарифов для грузов, следующих в порты Калининград и Клайпеда. Начальник ТЦФТО Калининградской дороги Денис Москалев, в частности, отметил, что в 2009 году магистраль потеряла 5,8 млн тонн грузов, что ниже уровня предыдущего года на 30%. Помимо общих причин, связанных с кризисом, этому способствовала завышенная тарифная нагрузка, что особенно ощущалось за счёт изменения курса рубля относительно доллара и евро – валют расчёта за перевозки по территориям Белоруссии и Литвы. Тарифы в рублёвом эквиваленте выросли на калининградском направлении до 60%, вследствие чего экспортный грузопоток, составлявший две трети в структуре перевозки дороги, стал переходить в другие порты.

В 2010 году удалось несколько поправить ситуацию во многом вследствие суровой зимы, из-за которой часть грузов переориентировалась на незамерзающий Калининградский порт. Однако сегодня используется лишь 53% его потенциальных мощностей и 49% возможностей железной дороги. По оценке Дениса Москалева, значительную роль в этом играют высокие тарифы на калининградском направлении, установленные на железных дорогах Белоруссии и Литвы. Так, доля общей стоимости перевозки транзитных грузов по Белоруссии составляет 14% при протяжённости маршрута 9%, а по Литве соответственно 16% и 5%.
«Также следует отметить неравные условия перевозок грузов по территории Литвы в порты Калининград и Клайпеда. Цена перевозки в Калининград при расстоянии 236 км в 1,5–1,7 раза выше, чем в Клайпеду при расстоянии 422 км, а стоимость тонно-километровой работы на калининградском направлении втрое превышает показатель работы на Клайпеду», – констатировал Денис Москалев.

В свою очередь, заместитель генерального директора – директор Дирекции грузовых перевозок АО «Литовские железные дороги» Стасис Гудвалис в порядке деловой дискуссии обратил внимание на то, что в Литве с августа 2008 года не повышали железнодорожные тарифы и, более того, по двум десяткам родов грузов существуют скидки от 10 до 35%. Также он представил подробный информационный материал по тарифным ставкам, из которого следовало, что если сравнивать экспортные тарифы РЖД для Клайпеды и Калининграда из расчёта расстояния 236 км, то по ряду грузов (бензин, ферросплавы, чёрные металлы, уголь, лес) ставки в российский порт оказываются ниже. Неоднозначная картина, согласно представленным расчётам, получается и при сравнении тарифов РЖД в Клайпеду и литовской компании в Калининград. Представитель Литвы также обратил внимание на то, что за 8 месяцев этого года по Литовским железным дорогам в Калининград проследовало 7,1 млн тонн российских грузов, а в Клайпеду лишь 1,8 млн тонн. Если же говорить о долговременных трендах, то на калининградском направлении объёмы грузов из России увеличились с 5 млн тонн в 2000 году до 16,5 млн тонн в 2008-м, а на клайпедском, наоборот, упали с 6 млн тонн до 3,8 млн тонн за тот же период. При этом Стасис Гудвалис (кстати, окончивший в своё время ЛИИЖТ) призвал все спорные вопросы решать путём диалога в соответствующих рабочих группах, что уже неоднократно приводило к достижению благотворных компромиссных результатов в предшествующие годы.

В итоге калининградские железнодорожники выступили со следующими предложениями. Рассмотреть возможность возврата стоимости перевозок по территории Литвы до уровня, существовавшего до введения 1 марта 2010 года Тарифного руководства TKT-LG. Также установить недискриминационные тарифы на перевозку грузов в Калининградскую область и оттуда транзитом по территории Европейского союза, что было бы возможно при выравнивании по Литовским железным дорогам ставок на перевозки грузов в направлении двух портов путём снижения тарифов на калининградском маршруте до стоимости тонно-километра в направлении Клайпеды. Это позволит снизить сквозной тариф для Калининграда от 20 до 40%. Белорусской железной дороге предлагается рассмотреть возможность возврата ранее применявшихся спецставок, что приведёт к снижению базовых тарифов по основным грузам, следующим в порты Калининграда, от 30%.

Позицию Калининградской дороги поддерживает и местный транспортный бизнес. Так, например, генеральный директор ООО «Карго Сервис» Сергей Заворотынский охарактеризовал общую ситуацию с грузовой базой на калининградском направлении как весьма тревожную и призвал российское правительство проводить в регионе более протекционистскую политику.

Представителя ФСТ, который мог бы дать сторонам соответствующие компетентные комментарии, на нынешнем форуме, к сожалению, не было.

Андрей Гурьев

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30