26 января 2022 07:44

Алгоритм безопасности

Реформа помогла вскрыть системные недостатки в хозяйствах

По итогам восьми месяцев этого года количество нарушений безопасности движения в локомотивном комплексе увеличилось на 46% к уровню прошлого года. Столь показательная статистика свидетельствует о серьёзных системных проблемах в хозяйстве.

К проезду «красного», как правило, ведёт целая цепочка нарушений
Об этом заявил первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов во время недавнего разбора двух случаев проезда запрещающих сигналов – на Северной и Северо-Кавказской дорогах. Всего же за восемь месяцев на сети произошло 13 таких ЧП, десять из которых по вине работников локомотивных эксплуатационных депо.

Результаты разбора лишь подтвердили неутешительные выводы руководства компании. Оба случая проезда запрещающего сигнала произошли в течение одних суток из-за нарушения целого ряда требований Правил технической эксплуатации. Утром 23 августа на станции Фанагорийская Северо-Кавказской дороги локомотивная бригада привела в движение пассажирский поезд № 463, ошибочно приняв для себя показание светофора с соседнего пути.

Основной причиной проезда явилось приведение поезда в движение ранее времени, установленного графиком, без разрешения поездного диспетчера, невыполнение регламента переговоров «Минута готовности» между машинистом и помощником машиниста и отвлечения локомотивной бригады от наблюдения за показаниями сигналов.

Поезд был остановлен автостопным торможением, и только по стечению обстоятельств удалось избежать тяжёлых последствий. Данному проезду способствовала неверная регулировка движения поездов на участке. В результате скорый поезд № 13 следовал с опозданием, так как ранее впереди него был отправлен вне графика грузовой поезд. В этой ситуации поездной диспетчер не проинформировал машиниста пассажирского поезда № 463 о задержке сверх графика для пропуска опаздывающего скорого поезда. По этому факту руководство компании уже в ближайшее время намерено провести отдельный разбор.

При выявлении причин происшествия на поверхность «всплыла» весьма непростая ситуация, сложившаяся в эксплуатационном локомотивном депо Туапсе. К нему и была приписана провинившаяся бригада. Как оказалось, требования руководящих документов, в том числе касающихся безопасности движения, нарушаются туапсинскими машинистами систематически. Локомотивная бригада, проехавшая запрещающий сигнал светофора, была сформирована без согласования с психологом и выдачи заключения о психологической совместимости.

Кроме того, депо испытывает острый кадровый голод. В результате с начала года локомотивные бригады в общей сложности отработали более 158 тыс. часов выше установленной нормы, а у 106 человек «сверхурочка» уже превысила годовой лимит. Машинист, допустивший брак, не был исключением, отработав за семь месяцев и 23 дня августа 83,8 часа сверхурочно и 318 часов в выходные, праздничные дни по личному заявлению. В прошлом месяце ему был предоставлен только один выходной день, в июне и июле – по два.

В условиях роста объёмов перевозок на участке на помощь локомотивным бригадам были выделены машинисты-инструкторы, которым стало не до подопечных – вместо профилактической работы по обеспечению безопасности движения им приходилось водить поезда. Руководители эксплуатационного депо не принимали мер для радикального изменения положения. После ЧП на Фанагорийской руководству Северо-Кавказской дороги пришлось пойти на беспрецедентные меры, установив внешнее управление подразделением.

Через несколько часов после случая на Северо-Кавказской дороге проезд допустила локомотивная бригада с Северной. Во время маневровых работ на станции Хановей машинист тепловоза, продублировав команду дежурного по станции, как того требует регламент, направил локомотив в противоположную сторону от приготовленного маршрута.

Первопричины происшествия во многом схожи – нарушения требований документов, невыполнение регламента переговоров, ненаблюдение за положением сигналов и стрелочных переводов, низкий уровень профилактической и воспитательной работы по обеспечению безопасности движения в депо, недостаточный контроль со стороны руководства хозяйства, формирование локомотивной бригады без учёта психологической совместимости.

В целом же, как отметил начальник департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Андрей Волков, ничего случайного не бывает, и все предпосылки к браку создаются руководителями предприятий как владельцами процессов. «При разборе подобных случаев выясняется, что при отработанной годами технологии существует ещё столько технологических проблем, о которых мы, к сожалению, узнаём только по факту случившегося. При этом там, где происходит серьёзное нарушение, как правило, обязательно всплывают дополнительные проблемы, которые могут усугубить или усугубляют последствия», – констатировал он.

По каждому из этих случаев разработаны корректирующие мероприятия, виновные понесли наказание. Хотя вряд ли эти меры решат в одночасье проблемы локомотивного комплекса, которые появились не сегодня и не вчера, реформа железнодорожного транспорта лишь помогла вскрыть реальное положение дел в хозяйстве.
«Благодаря реформированию ОАО «РЖД» локомотивное хозяйство получило мощные дополнительные рычаги в управлении, а руководители ремонтного и эксплуатационного блоков, выделённых в ходе преобразований в самостоятельные вертикали, – возможность сконцентрировать внимание на конкретном направлении, – подчеркнул Вадим Морозов. – Такое разделение было направлено на повышение качества работы и безопасности движения, в первую очередь – за счёт усиления ответственности командиров разного уровня. Но пока этого не происходит, так как руководители оказались не готовы к изменениям».

Вадим Морозов поручил сделать глубокий системный анализ ситуации, сложившейся в локомотивном хозяйстве, и подготовить соответствующие предложения по выходу из кризисного положения. Особое внимание будет уделено вопросам кадровым, а также технического и технологического характера. В частности, планируется разработать чёткую программу действий по обеспечению железных дорог эффективными устройствами безопасности, в том числе гарантированно предотвращающими проезд запрещающих сигналов.

Наталья Борисова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30