16 января 2022 21:33

Льготный мусор

Ответственность за утилизацию отходов переложат на производителей

Минприроды разработало поправки в закон «Об отходах производства и потребления», обязывающие производителей нести ответственность за утилизацию своей продукции.

Заботу об «отработке» должны взять на себя изготовители
Согласно документу, если производителем является иностранная компания, утилизировать продукцию обяжут импортёра. При этом предприятиям, занимающимся переработкой отходов, государство обещает налоговые льготы. Чтобы стимулировать производителей, Минприроды предлагает установить для них льготный налог на имущество и на землю, используемую при организации объектов по переработке отходов, а также снизить налог на прибыль от реализации продукции, полученной от переработки.

Как считает заместитель начальника Управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Валерий Першин, необходимость принятия таких изменений в закон назрела давно.

Ежегодно в ОАО «РЖД» образуется порядка 2,8 млн тонн отходов, треть которых обезвреживается собственными силами или используется повторно после переработки, а более половины передаётся сторонним организациям. Оставшееся является настоящей «головной болью» для компании. Далеко не все специализированные предприятия готовы работать с пропитанными антисептиками деревянными шпалами, остатками каменноугольных и сланцевых масел, нефтешламами, загрязнёнными нефтепродуктами грунтами и другими небезопасными отходами.

Кроме того, в некоторых регионах попросту отсутствуют лицензированные полигоны для захоронения малоопасных – не говоря уже об опасных – отходов. В итоге, сдавая их на официальные площадки, железнодорожники вынуждены платить за сверхлимитное размещение в пятикратном размере. За всем этим стоят пробелы в нынешнем законодательстве, «работающем» в этой сфере.
«В случае принятия изменений мы получим чёткую формулу дальнейших действий, – сказал Валерий Першин. – Для ОАО «РЖД», как и для других компаний, уже не будет стоять задачи, куда бы сдать отходы, необходимо будет только грамотно собрать их и отвезти на конкретное предприятие. С другой стороны, новые правила могут привести к удорожанию продукции, и здесь многое зависит от окончательной их формулировки».

Как рассказала «Гудку» и.о. начальника отдела охраны природы Южно-Уральской дороги Марина Кузнецова, в прошлом году за приём, хранение и уничтожение подлежащих утилизации отходов дорога заплатила 5,7 млн руб. Если по новому закону ответственность за утилизацию разделит производитель, то затраты железной дороги и дирекций сократятся. Это облегчит и поиски предприятий, способных утилизировать те или иные виды отходов. «Не в каждом городе есть производства, которые, к примеру, ведут демеркуризацию, то есть обезвреживание, ртутьсодержащих ламп. Раньше на дороге был единый порядок по их сбору и хранению. Лампы получали на главном материальном складе и туда же сдавали. Сейчас складское хозяйство стало самостоятельной организацией, и заключать договоры на утилизацию ламп предприятиям дороги и дирекциям приходится самим», – отметила Марина Кузнецова.

На Южно-Уральской проблему по-прежнему создают шпалы, негодные к повторной укладке. «На дороге их 32 тыс. Они лежат в полосах отвода. И если 25 тыс. шпал ещё можно пустить на хозяйственные нужды, то остальные – полная труха с нулевой стоимостью. Вот тут бы и была нужна помощь производителя», – подчеркнула Марина Кузнецова.

По словам эколога сектора охраны труда и промышленной безопасности Куйбышевской дирекции по ремонту грузовых вагонов Елены Авдониной, у депо до 100 наименований различных производственных отходов, в том числе отработанного масла и резино-технических изделий. Всё это отправляется на утилизацию на специализированные предприятия и на полигоны, имеющие лицензии на подобный вид деятельности. Но существует другая проблема.
«К примеру, к нам поступает синтетическое моющее средство из другого региона. Его «отработку» утилизировать невозможно, так как в Самаре нет соответствующего предприятия, – рассказала Елена Авдонина. – Мы связываемся с поставщиками продукции и отправляем отходы обратно. Но транспортные расходы затратны. Кроме того, производитель может отказаться принять отходы, ведь он отправлял синтетическое средство, а не промышленные отходы».

Ведущий инженер службы пути Северо-Кавказской дороги Татьяна Горубнова также считает, что дорога получит реальную помощь, если поправки в законодательство позволят возложить расходы на утилизацию на производителей. «К примеру, в этом году наша потребность в их утилизации составляет около 40 тыс. шпал, но пока утилизировано всего 1,6 тыс., а сумма, затраченная на это, составила около 270 тыс. руб.», – отметила она.

Академик Российской академии естественных наук, член Высшего экологического совета России Адам Гонопольский заявил «Гудку», что необходима целая система мер поддержки производителей. «Нужно создать условия, чтобы они могли купить оборудование для переработки отходов во вторсырьё. Нужны льготы по кредитам и щадящие условия аренды территории, госзаказы на продукты переработки », – полагает Адам Гонопольский.

Игнат Вьюгин


Мнение эксперта
Сергей Псюрниченко, начальник отдела регулирования обращения с отходами Минприроды:
    – В нынешнем законодательстве льготы предусмотрены декларативно, но фактически отсутствуют. Компании-потребители вынуждены сами искать способы утилизации и платить за это деньги.
    Если предприятие не занимается переработкой, а направляет отходы на захоронение, ему приходится платить в бюджет за негативное воздействие на окружающую среду. Но ставки, утверждённые правительством, не велики, и у предприятий нет серьёзных стимулов, чтобы снижать объёмы захоронений и заниматься переработкой. К тому же по многим видам продукции в стране попросту не существует мощностей по переработке.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30