21 апреля 2021 14:10

Тарифы, пригородные перевозки


Спешу поделиться новостью с конференции партии «Единая Россия», на которой я присутствовал сегодня (6 мая. – Ред.) в Волгограде. По поручению премьер-министра Владимира Владимировича Путина было объявлено о решении выделить ОАО «РЖД» 25 млрд руб. на компенсацию расходов на инфраструктурную составляющую в 2011 году и столько же – в следующем.

В силу ограничения роста тарифов в ходе реформирования отрасли сложились две критические ситуации. Первая – дефицит средств на восстановление, содержание и развитие инфраструктуры, вторая – низкое качество и недостаточная интенсивность пригородных перевозок. Правительство соответствующим постановлением определило, что в этом году ОАО «РЖД» должно выйти на безубыточный порядок работы в этом сегменте, и возложило ответственность за регулирование тарифов на субъекты Федерации. Однако пассажиры, наверное, вполне справедливо, адресуют критику нам, железнодорожникам, и за старые электрички, и за коробейников, и за то, что курят в тамбурах, и за многое другое.

Ситуация казалась неразрешимой. Регионы, ссылаясь на то, что у них нет денег и они не понимают, как строятся эти тарифы, не шли на полную компенсацию. В правительстве по этому поводу тоже существовали разночтения. Мы вышли в правительство с аргументированной логикой, показывающей, что железная дорога сегодня поставлена в неравные условия конкуренции с другими видами транспорта. Почему, с точки зрения стоимости проезда, пассажир автобуса находится в более привилегированном положении по сравнению с пассажиром электрички? Потому что автомобильный перевозчик не платит за дорожную инфраструктуру – государство даёт её бесплатно. А наш пассажир обязан оплачивать часть инфраструктурной составляющей. Именно из-за этого стоимость перевозки пассажира в электричке в зависимости от региона в 2,5, а то и в 4 раза дороже, чем в автобусе!

Премьер-министр Владимир Владимирович Путин дал прямое указание проработать вопрос ценообразования в пригородном железнодорожном транспорте системно. На заседании комиссии правительства, которое проходило под председательством вице-премьера Александра Жукова с участием министра финансов Алексея Кудрина и представителей различных министерств и ведомств, позиция РЖД была поддержана. Принято решение, что на ближайшие два года (до завершения процесса реформирования отрасли) для достижения безубыточности пригородных перевозок государство будет компенсировать ОАО «РЖД» инфраструктурную составляющую. По сути – это плата за пути, которую РЖД раньше предъявляли пригородным компаниям и которая была включена в стоимость билета для пассажиров. Помимо этого субъекты РФ, заинтересованные в развитии пригородных перевозок, должны изыскать необходимые средства, чтобы обеспечить необходимый объём этих перевозок и уровень сервиса для своих жителей. Это потребует дополнительных дотаций в размере около 15 млрд руб. в целом по стране. С учётом того, что по такой схеме достигается безубыточность пригорода, мы вместе с субъектами Федерации начинаем работу по внесению в совместные предприятия (пригородные компании) материальных активов. Со своей стороны РЖД вносят активы в виде электричек, депо, обустройств пригородных станций, а регионы должны в соответствующей пропорции внести деньги, которые пойдут на приобретение нового подвижного состава, улучшение сервисов и т.д. На ближайшие два года – около 40 млрд руб. Это так называемая «переходная схема». Одновременно вместе с региональными властями мы начнём прорабатывать базовую, по сути дела долговечную модель работы пригородного ж-д сообщения, о чём получили соответствующее распоряжение. Уверен, что общими усилиями ситуация в пригороде, которая получает так много нареканий, начнёт выправляться.

Отдельная благодарность вице-премьеру Александру Жукову и министру финансов Алексею Кудрину.

Адрес блога главы ОАО «РЖД»:
http://v-yakunin.livejournal.com
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30