24 октября 2021 00:33

Фуры на вагонах

Контрейлерным перевозкам приготовили научную базу

Сегодня из Финляндии отправился первый экспериментальный поезд, который призван отработать технологию контрейлерных перевозок.

Поезд из пяти специализированных платформ и вагона-лаборатории ВНИИЖТа отправился со станции Коувола (Финляндия). Состав должен прибыть на станцию Бусловская (ОЖД) в 11.20. Здесь платформы пробудут около 10 часов, а 28 апреля в 15.40 они должны быть доставлены на конечную станцию опытного маршрута – Кунцево-2 (МЖД). Здесь поезд простоит ещё сутки. За это время специалисты РЖД должны будут отработать процедуру погрузки и выгрузки, то есть установить на платформу автофуру и затем снять её. В ночь с 29 на 30 апреля поезд отправится обратно в Финляндию.

«Первый рейс отправляется для того, чтобы мы могли отработать технологическую и техническую части контрейлерных перевозок», – пояснил заместитель директора службы по развитию терминалов Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом (ЦДУТСК ОАО «РЖД») Николай Щеклеин. По его словам, следующий рейс, но уже с установленным на платформе полуприцепом, отправится в двадцатых числах мая, а в третий раз на платформе планируется перевезти фуры с коммерческим грузом – это произойдёт в конце июля.

Как отметил «Гудку» начальник департамента международных связей ОАО «РЖД» Сергей Столяров, опытная перевозка осуществляется в соответствии с подписанным в 2010 году Meморандумом о намерениях между ОАО «РЖД» и VR Group Ltd («Железные дороги Финляндии»). Технологии регулярного курсирования контрейлерных поездов на «пространстве 1520» и ряд нормативно-правовых документов, регулирующих такие перевозки, должны быть разработаны до 30 ноября этого года. А в разработке всего комплекса вопросов, связанных с новой технологией, участвуют ОАО «ВНИИЖТ», ОАО «НИИАС», ЗАО «ИПТИЛ», МИИТ, ООО ИЦ «Инновационное машиностроение» и другие научные организации.

Об актуальности новой технологии перевозок в последнее время говорят всё чаще. По словам Сергея Столярова, в первую очередь предпосылкой является опережающий количественный рост автопарка по отношению к росту протяжённости дорожной сети. Во-вторых, законодательные изменения, которые предусматривают ограничения по проезду большегрузного автотранспорта по ряду федеральных автотрасс и в пределах транспортных узлов крупных мегаполисов. В-третьих, необходимость снижения нагрузки на автомобильную сеть и, как следствие, снижение бюджетных затрат на содержание автодорог. Четвёртой предпосылкой для контрейлерных перевозок, по мнению Сергея Столярова, является повышение социальной ответственности бизнеса в области стандартов охраны окружающей среды и условий труда водителей большегрузных автомобилей.

С этим соглашается и президент Гильдии экспедиторов России Семён Резер. По его словам, отечественная транспортная отрасль не вписывается в требования глобализации, которые подразумевают активное развитие контрейлерных и контейнерных перевозок.

«Такая технология сегодня активно поддерживается в США, Европе и других странах, поскольку таким образом улучшается экология, экономится горючее и увеличивается скорость прохождения таможенных процедур. Фуры на вагонах ликвидируют пробки на дорогах», – говорит Семён Резер. По его же словам, грузовая база для таких перевозок есть. «Будет развиваться не только направление Санкт-Петербург – Хельсинки, но и в другие страны Европы. В контрейлерах можно возить всё что угодно, а Россия может экспортировать не только сырьё. Здесь важно избежать манёвров автомобилистов, связанных с обходом таможенного оформления. То есть чтобы не было так, что 40 км фура проезжает на вагоне, а дальше своим ходом, это неправильно», – отметил господин Резер. По словам начальника сектора организационного проектирования службы по развитию терминалов ЦДУТСК Максима Кимасова, точные маршруты пока не определены, но есть заинтересованность со стороны финских, украинских и польских железнодорожников. По его словам, параллельно с пилотным проектом РЖД разрабатывает программу развития контрейлерных перевозок на «пространстве 1520» и сейчас РЖД рассматривают возможность транзита контрейлерных поездов из Финляндии на Украину. Кроме того, ещё одним направлением может стать маршрут Польша – Украина – Россия. «Вначале мы должны посмотреть, как такие вагоны поведут себя на нашей сети. Вряд ли мы будем использовать финский подвижной состав на постоянной основе», – говорит Максим Кимасов.

Как отмечает заведующий лабораторией стратегических и технико-экономических исследований ВНИИЖТа Геннадий Писаревский, финские платформы имеют свои особенности: они ниже, чем стандартные отечественные платформы, на них установлена другая тормозная система. «ВНИИЖТ должен будет определить, какие нам нужны вагоны, то есть выдать технические условия, и уже после будет определяться производитель», – говорит Геннадий Писаревский. Как заявили в РЖД, конкурс на поставку спецплатформ планируется провести уже через год. «После анализа результатов опытной перевозки в первом полугодии 2012 года РЖД планируют провести конкурс на разработку и поставку платформ для контрейлерных перевозок», – сообщил «Гудку» Сергей Столяров.

На заседании Научно-технического совета РЖД, которое состоялось в октябре прошлого года совместно с комитетом Госдумы РФ по транспорту, вице-президент ОАО «РЖД» Вячеслав Лемешко озвучил суммарный объём рынка контрейлерных перевозок – 2,3 млн грузовиков в год. Тогда же он предложил несколько возможных схем организации этого вида бизнеса. В частности, может быть создана специализированная операторская компания в форме дочернего общества ОАО «РЖД» либо совместного предприятия с одним из европейских операторов. Кроме того, возможна интеграция контрейлерных технологий в действующие дочерние компании – например, «РейлТрансАвто» или «Русскую Тройку».

Клим Палеха


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31