12 апреля 2021 10:09

Редкая мастерица

Раиса Кувакина сумела добиться главного - доверия коллег

«Это не я железную дорогу выбрала, а она - меня», - любит повторять Раиса Кувакина. Но вряд ли её можно упрекнуть в фатализме. Жительница глухой приморской деревушки состоялась как профессионал в самом что ни на есть мужском деле. Вот уже почти 40 лет Раиса Ивановна работает дорожным мастером Владивостокской дистанции пути.

Раиса Кувакина единственная на ДВЖД женщина - дорожный мастер
– На Дальневосточной дороге это единственная женщина – дорожный мастер. И, к счастью, работает именно у нас, – не без гордости отмечает начальник Владивостокской дистанции Максим Козлитин.

Причём участок у неё непростой и ответственный. По нему идут грузовые поезда с контейнерами, нефтепродуктами, генеральными грузами в адрес портов Владивостокского узла. Плюс интенсивное пассажирское движение. А из 24 км обслуживаемого главного хода больше половины – кривые малого радиуса. Прибавьте ещё путевое хозяйство станции Океанская, где активно ведётся погрузка.

Несмотря на это, на конец прошлого года балловая оценка участка Кувакиной при плане 50 составила 11 баллов. Не было ни одного «неуда».

И всё же, рассказывает мастер, если бы не случай, наверное, и не стала бы путейцем.
– В январе 1972 года я устроилась стрелочником на станцию Угольная. Год отработала, а потом тут ввели систему электрической централизации. У меня ещё и дочка заболела. В общем, собралась я увольняться. Но начальник станции меня отговаривает: не спеши, Раиса, иди пока в путь. И я перевелась в путейцы, – вспоминает Раиса Кувакина.

Шесть лет она проработала бригадиром по текущему содержанию и ремонту пути, а в 1979 году стала дорожным мастером. Сегодня в её подчинении 26 человек.

В работе Раиса Ивановна принципиальна и требовательна. Впрочем, и ей поблажки начальство никогда не давало, спрашивало, как и с других мастеров.
– Один путеец мне как-то сказал: вас уже бояться стали. Да не надо меня бояться, надо выполнять всё, как положено. Контроль за людьми должен быть. Там, где дорожный мастер, там и дисциплина. Будет она, будет и выполнение балльности, плана, будет и порядок.

Но, говорит, на одной жёсткости руководителя далеко не уедешь. Нужно уметь и советоваться с людьми, и расположить к себе человека. Доверие коллег дорогого стоит.
– От одного работника жена ушла. Поговорю с ним по душам, чтобы человек в запой не ушёл, чтобы мстить вдруг не начал. Больше на него внимания по работе обращу, ведь душевная травма – всегда тяжело.

Наверное, умение сопереживать у Раисы Ивановны от того, что тяжесть бытия сама испытала ещё в детстве, выпавшем на послевоенные годы. Отца почти не помнит. Ему в 1941 году было семнадцать. Прошёл всю войну, вернулся с фронта, но на гражданке пожил недолго: в 1955 году остановилось сердце. Раисе тогда было три годика. Мать же работала в колхозе – с рассвета до заката.

Жили в беспросветной бедности. Поэтому рано уехала из дома на заработки. В 16 лет её взяли на деревообрабатывающий комбинат в Уссурийске. Хотя все мысли были о «железке».
– Наша деревня Новопокровка располагалась в стороне от железной дороги. Но её можно было увидеть, забравшись высоко на пригорок. Бывало, заберёшься, сидишь – наблюдаешь, когда дымок паровоза потянется над долиной. Побегут вдали вагончики. Замечтаешься…

А когда 12-летней девчонкой впервые проехала в поезде, влюбилась в железную дорогу бесповоротно.

В следующем году исполнится 40 лет, как Раиса Ивановна трудится на железнодорожном транспорте. Могла бы уже выйти на пенсию, но хочет ещё поработать как минимум до юбилейного железнодорожного стажа – до полувека.
– Просто корнями врастаешь во всё это. И дисциплинирует человека железная дорога. Вот я приезжаю утром на работу, включаю селектор, открываю окно. Вижу, переезд закрывается, проходит пассажирский поезд «Океан». На часах ровно 7.31. Когда вовремя всё, и на душе легко, – улыбается Раиса Ивановна.

У неё главная мечта, чтобы внуки тоже стали железнодорожниками. К сожалению, говорит, дети – сын и дочь – не пошли по её стопам, хотя вполне устроились в этой жизни. Поэтому надежда на подрастающее поколение.
- Сначала старшей внучке говорила: Кристина, сделаю всё, чтобы ты поступила на железнодорожную специальность. А ей хорошо давались языки, в итоге поступила на иностранные языки в Дальневосточный государственный университет. Но ничего, ещё двое подрастают - Лера и Дима. Своим внукам же не посоветуешь плохого. И зарплата у железнодорожников неплохая, и ипотека есть для молодёжи, и путёвку на отдых можно взять. И главное - железная дорога будет всегда.

Павел Усов,
соб. корр. «Гудка»
Владивосток
Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30