12 апреля 2021 00:48

Основа безопасности

В производство российских шпал внедряются прогрессивные технологии

О разработке новых технологий для повышения эксплуатационного ресурса шпал и работе крупнейшего российского комплекса по их производству в интервью рассказал генеральный директор ОАО «БЭТ».

Руслан Пряников, генеральный директор ОАО «БЭТ»
– Руслан Васильевич, в этом году компании исполняется три года. Насколько прочные позиции она занимает на рынке? Есть ли у неё заказчики помимо ОАО «РЖД»?
– ОАО «БЭТ» было создано в рамках реформирования ОАО «РЖД»: из путевого комплекса компании выделились девять предприятий, на базе которых сформировалось дочернее общество со стопроцентным участием материнской компании. Организовав ОАО «БЭТ», наш главный заказчик – ОАО «РЖД», его департамент пути и сооружений, Центральная дирекция по ремонту пути получили ценную возможность оперативнее решать в рамках всей сети вопросы по формированию заказа на шпальную продукцию, отслеживать его исполнение, своевременно проводить корректировку номенклатуры выпуска. Сегодня мы обеспечиваем 93% потребностей ОАО «РЖД» в железобетонных шпалах, которые составляют около 9 млн единиц в год.
Основную часть выпускаемой сегодня продукции составляют железобетонные шпалы и брусья стрелочных переводов. Есть и другие, менее ёмкие позиции – производство мостовых безбалластных плит, элементов рельсовых скреплений, полушпал для подкрановых путей, шпал для железных дорог узкой колеи (например Детских железных дорог) и другой железобетонной продукции для нужд промышленного и гражданского строительства. С ней мы пытаемся выходить на открытый рынок, брать сторонние заказы. К сожалению, пока не всегда получается: железобетонная продукция по своей специфике объёмная, но с невысокой удельной стоимостью, и на её сбыт серьёзно влияет логистика. Как правило, продукция реализуется на региональных рынках, и не целесообразно её везти более 400 км, так как в этом случае она будет слишком дорогой для потребителя. На этом рынке достаточно высокая конкуренция, а с учётом того, что мы используем высококачественные материалы, товар получается довольно высоким по цене, что не всегда востребовано.
Однако вопрос логистики немаловажен и при взаимодействии с материнской компанией. Создание компании на базе 9 заводов позволяет вести планирование производства в масштабах всей сети. Мы постоянно находимся в процессе подстройки нашей производственной программы под нужды нашего основного заказчика, особенно это касается размещения объёмов производства шпал на наших заводах в зависимости от типа шпал, которые планируется укладывать на ближайшем к нашему производству полигоне проведения путевых работ. Например, в прошлые годы шпалы для Сахалинской железной дороги со специфичной шириной колеи выпускались на Горновском заводе (Новосибирская область), и стоимость доставки была неоправданно высокой. Поэтому, чтобы уменьшить для заказчика транспортные расходы – речь идёт о десятках миллионов рублей, – мы перенесли их производство на Хабаровский завод.

– Не расслабляет ли наличие гарантированного заказа?
– Поскольку мы дочерняя компания, ОАО «РЖД» сочло возможным сформировать для ОАО «БЭТ» корпоративный заказ, в рамках которого мы ведём свою деятельность. Да, это даёт нам преимущество – не нужно конкурировать со сторонними производителями. Получая заказ на год, компания имеет гарантированный объём сбыта и, как следствие, возможность планировать свою производственную деятельность, реализовывать социальные программы. При этом, имея возможность аккумулировать средства на НИОКР за счёт масштаба деятельности компании, мы направляем инвестиционные средства на улучшение качества продукции и модернизацию производства.
В 2010 году были запущены в эксплуатацию три новые технологические линии: две современные зарубежные технологические линии на Горновском и Энгельсском заводах производительностью 500 тыс. шпал в год каждая и одна белорусская линия мощностью 250 тыс. шпал в год на Хабаровском заводе.
Совместно с ВНИИЖТом, ПГУПСом, МИИТом и департаментом пути и сооружений ОАО «РЖД» мы активно ведём работу по разработке продукции с более высокими потребительскими качествами – это увеличение осевой нагрузки на шпалу и технического ресурса шпалы, улучшение её геометрических параметров.
Мы очень внимательно относимся к потребностям нашего заказчика, особенно что касается новой номенклатуры продукции. Недавний пример – по заданию ОАО «РЖД» для организации скоростного движения на объектах Олимпиады в городе Сочи Обществом осваивается выпуск новых типов шпал с упругим скреплением АРС для укладки их на участках пути в кривых малых радиусов и переходных кривых с переменной шириной колеи, а также на мостовых переходах и эстакадах.
У компании также есть намерение в ближайшее время наладить выпуск блочных шпал с виброгасящими элементами. Это продукция не только для железной дороги, но и для стороннего рынка – трамвайных путей и метро. Это новый вид шпалы, которая имеет систему прокладок, снижающих вибрацию при эксплуатации на искусственных сооружениях, в туннелях, а также шум, что особенно актуально в городской черте.

– Будущее железных дорог в России за высокоскоростными железными дорогами. Готовы ли вы производить шпалы для них?
– Мы внимательно изучаем зарубежный опыт высокоскоростного движения и понимаем, какой тип конструкции может применяться при строительстве такого пути. Одна из них – это так называемые двухблочные (библочные) шпалы с упругими скреплениями из железобетона, которые работают совместно с бетонным основанием, заливаемым непосредственно в месте укладки. Эту технологию мы знаем, её освоение для нас не представляет особой сложности.
Основная трудность, которая может возникнуть при производстве двухблочной шпалы, – найти высокопрочную арматуру. В России такую не выпускают, что, кстати, в целом больная тема отечественной металлургии, которая не может обеспечить хорошее качество продукции, удовлетворяющей современным требованиям. И здесь металлургам придётся либо постараться и освоить новую технологию, либо нам придётся менять конструкцию шпалы или закупать арматуру за рубежом.
В любом случае мы готовы либо освоить производство этих шпал на основе лицензионных соглашений, либо организовать совместное предприятие, если будет такое решение совета директоров компании. Однако более конкретно о планах можно будет говорить после того, как ОАО «РЖД» проведёт тендер на строительство первой российской высокоскоростной железной дороги, по результатам которого победитель определит тип шпал и технологию, по которой будет строиться эта дорога.

– То есть вы фактически будете конкурировать с зарубежными производителями, которые захотят прийти на этот рынок?
– Да. Однако, понимая масштабы работы, скорее всего будет принято решение по локализации производства в России. И в этом случае, я думаю, что, используя наши ресурсы и готовую инфраструктуру наших предприятий, а также опыт сертификации нашей продукции и наработанные профессиональные отношения с регистром сертификации, мы в любом случае оперативнее освоим производство, чем иностранные производители.

– Влияет ли внедрение инноваций на производстве на экономический результат работы компании?
– Если подводить итоги за три года деятельности, то с момента своего создания ОАО «БЭТ» ежегодно на 100% выполняет и даже перевыполняет бюджетное задание материнской компании. Так, в 2010 году Обществом произведено 8,76 млн штук железобетонных шпал (по сравнению с планом рост составил 3,4%) и 4,94 тыс. комплектов железобетонного бруса (по сравнению с планом рост составил 5,2%), а задание по чистой прибыли было перевыполнено на 28%.
Поскольку мы пока не можем значительно увеличить объёмы производства, то для улучшения экономических показателей идём другим путём – оптимизируем затраты, работаем с поставщиками, чтобы снизить цены на материалы, проводим мероприятия по повышению внутренней эффективности производства.
В целях повышения качества бетона и энергоэффективности производства мы решаем задачу снижения температуры при тепловлажностной обработке бетона. Например, в Европе бетон обрабатывается при температурах не выше 60 градусов. По отечественным же ГОСТам, существующим ещё с советских времён, бетон для ускорения производства прогревается до 80 градусов. Поэтому мы сегодня прорабатываем вопрос подбора смеси бетона для достижения его более высокой прочности при более низкой температуре, что в целом даст эффект по снижению затрат на энергоносители. Дальнейшая цель – формирование новых требований к шпале и изменения ГОСТов. ОАО «РЖД» и вышеназванные отраслевые институты поддерживают нас в этом направлении.
В совокупности все эти мероприятия дают повышение экономической эффективности деятельности Общества. За счёт получаемых денежных средств мы можем не только модернизировать производство, но и реализовывать социальные программы.

– Изменился ли соцпакет работников ваших предприятий после того, как они выделились из структуры ОАО «РЖД»?
– В Обществе действует Коллективный договор, подписанный сроком до конца 2012 года, и в него заложены довольно большие социальные гарантии. В 2010 году на обеспечение социальных гарантий работникам, членам их семей и пенсионерам было направлено 187,7 млн руб., что на 42,7% больше, чем в 2009 году. Социальный пакет на одного работника Общества вырос за это время на 6,3% и составил 21 141 руб. Социальный пакет пенсионера составил 5045 руб., что на 48,5% больше, чем в предшествующем году.
В марте этого года мы провели конференцию работников ОАО «БЭТ» по подведению итогов выполнения в 2010 году Коллективного договора, где совместно с профсоюзом в очередной раз отметили полное выполнение обязательств по колдоговору и подтвердили ещё раз нашу потребность в оперативном взаимодействии работодателя и представителя трудового коллектива для разрешения всех социальных вопросов.

Беседовала
Александра Васильева


Справка
    ОАО «БЭТ» – крупнейший производитель железобетонных шпал и бруса стрелочного перевода в России и СНГ. Общество было зарегистрировано 23 апреля 2008 года, производственную деятельность начало с 1 июля 2008 года. В состав входят 9 филиалов, расположенных на всей территории России. В 2010 году было произведено 8,76 млн штук железобетонных шпал и 4,94 тыс. комплектов бруса стрелочного перевода.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30