19 апреля 2021 20:38

Право на защиту

РЖД предлагают повысить ответственность и спрос

О том, как необходимо усовершенствовать российское законодательство в сфере обеспечения транспортной безопасности, «Гудку» рассказал Вадим Бынков.

Вадим Бынков, начальник правового департамента ОАО «РЖД»
– Вадим Иванович, какие проблемы в правовом обеспечении транспортной безопасности вы назвали бы основными и как компания предлагает их решать?
– Пробелы, существующие в правовом поле, не позволяют компании в полном объёме обеспечить меры безопасности в области железнодорожных перевозок. В связи с этим ОАО «РЖД» подготовило ряд предложений в существующее законодательство.
В частности, по нашему мнению, необходимо установить порядок ограничения доступа на объекты транспортной инфраструктуры, порядок досмотра находящихся на таких объектах лиц и транспортных средств, а также лиц, находящихся в поездах.
Поясню. Сегодня обеспечение безопасности граждан, охрана общественного порядка и борьба с терроризмом – задача государственных органов. А защита объектов железнодорожного транспорта – обязанность их владельца.
При этом у перевозчика и владельца инфраструктуры нет самостоятельных полномочий ни на то, чтобы ограничить доступ посторонних к своим объектам, ни на то, чтобы проводить досмотр находящихся на них лиц и транспортных средств. Но без этого собственник не может эффективно защищать своё имущество.
Поэтому необходимо внести изменения и дополнения в федеральные законы «О железнодорожном транспорте» и «Устав железнодорожного транспорта», которые в первую очередь дали бы возможность службам безопасности владельца инфраструктуры и перевозчикам требовать соблюдения установленного порядка доступа в зоны транспортной безопасности, в подвижной состав. При этом службы безопасности должны быть наделены правом проверять у тех, кто находится на этих объектах, документы, удостоверяющие личность, проводить досмотры багажа, в том числе с использованием технических средств, и задерживать тех, кто нарушает требования безопасности, чтобы затем передавать их органам внутренних дел.
Кроме того, на землях, прилегающих к железнодорожным вокзалам, станциям, пассажирским платформам и остановочным пунктам, мы предлагаем дать собственнику возможность определить территории безопасности и установить особый режим их использования.

Землям в полосе отчуждения необходимо установить особый режим использования
– В последнее время много говорилось о необходимости предоставить ОАО «РЖД» право учреждения собственной частной охранной организации…
– Согласно закону «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» ОАО «РЖД» не вправе выступать учредителем частной охранной организации, так как это не является его основным видом деятельности. Однако закон содержит возможность в виде исключения предоставить РЖД такое право. Данный акт необходим в целях повышения защищённости объектов железнодорожного транспорта от преступных посягательств, включая участие в обеспечении антитеррористических мероприятий, что обусловлено спецификой организации охраны объектов железнодорожной инфраструктуры.

– А как можно повысить степень антитеррористической защищённости объектов высокоскоростного движения?
– Для этого мы предлагаем правительству рассмотреть возможность включения объектов скоростного и высокоскоростного движения, включая зоны движения поездов «Сапсан» и «Аллегро», в перечень наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны.

– Кто будет финансировать усиление мероприятий по транспортной безопасности?
– ОАО «РЖД» предлагает законодательно предусмотреть возможность совместного финансирования мероприятий по транспортной безопасности за счёт средств бюджета и транспортных организаций. Пока федеральным законом «О транспортной безопасности» это возложено на субъекты транспортной инфраструктуры. Но они и так отчисляют налоги в бюджеты различных уровней, тем самым финансируя содержание органов исполнительной власти, на которые возложены функции по противодействию терроризму.
Эти отчисления вместе с финансированием мероприятий по обеспечению транспортной безопасности фактически являются «двойным» налогообложением субъекта транспортной инфраструктуры и оказывают на него существенную финансовую нагрузку.

– Как вы считаете, нужно ли усилить ответственность за заведомо ложные сообщения об актах терроризма?
– В связи с увеличением количества таких сообщений, а также существенным ущербом, который они наносят, мы предлагаем внести изменения в статью 207 УК, усилив ответственность за заведомо ложные сообщения об актах терроризма. А именно – вдвое увеличить размер штрафа за заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных создающих угрозу безопасности действиях – с 200 до 400 тыс. руб. Кроме того, мы предлагаем наказывать «шутников» не как сейчас – исправительными работами или ограничением свободы, а лишением свободы. Кроме того, мы полагаем, что требуется повысить и уровень ответственности лиц, незаконно вмешивающихся в деятельность железнодорожного транспорта и нарушающих требования безопасности.
Сегодня уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения предусмотрена статьёй 267 УК. Однако применить эту норму на практике можно только в том случае, если преступление повлекло за собой причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, сумма которого превышает один миллион рублей. ОАО «РЖД» предлагает дополнить УК новым составом, предусматривающим ответственность за посягательство на объекты железнодорожного транспорта вне зависимости от последствий таких деяний, даже при нанесении небольшого вреда. Если вышеперечисленные предложения будут приняты, то это, на наш взгляд, позволит значительно усилить защищённость объектов железнодорожного транспорта.

Беседовала Елена Мирошникова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30