21 октября 2021 20:19

Весенняя «Пурга»

Условный пожар потушен безусловно

На Северо-Кавказской дороге в преддверии очередного жаркого лета прошли учения пожарных поездов.

Когда пожарная установка «Пурга-30» начинает тушить пламя, становится понятным её «зимнее» название
Для Батайска этот день выдался тяжёлым. Сразу два пожара на станции. Горели цистерна с горючим и вагон со спичками. К счастью, эти пожары были условными, предназначенными для тренировки пожарного поезда.
– Серьёзных пожаров у нас давно не случалось, – говорит начальник пожарного поезда Батайск Игорь Гарбузенко. – Так навскидку и не вспомнить, наверное, лет десять назад горел цех местного вагонного депо. Возгорания, конечно, случаются, примерно по десятку случаев в год, но небольшие, их быстро ликвидируем. Профилактика сказывается.

Пока ждём начала учений, я расспрашиваю о задачах, стоящих сегодня перед железнодорожными пожарными. В зоне ответственности батайчан территория от левого берега Дона на юг до Краснодарского края с захватом его северной части, на восток почти до Сальска и на запад до Азовского моря. Задачи, стандартные для пожарников, – профилактика и ликвидация. Прошлый год своим иссушающим зноем добавил работы.
– Восемь раз выезжали летом на природные пожары, – вспоминает Игорь Гарбузенко. – В основном горели поля, камыши между Ростовом и Батайском. Здесь жилья нет, много зон отдыха, кто-то окурок кинул – и готово. А камыш, трава близко к дороге подходят, а тут и пост ЭЦ, и расположение отряда военизированной охраны, много чего ещё.

Начинаются учения. По заданию первым объектом стала цистерна с горючим, воспламенившаяся на одном из путей станции. На машине выдвигаемся к месту происшествия. Цистерна не горит, суть учений – отработать необходимые действия и уложиться в нормативы времени.

Из пожарного поезда, остановившегося шагах в тридцати от места «возгорания», выгружают немаленький агрегат на колёсиках, профессионально красного цвета.
– Это установка комбинированного тушения пожара «Пурга-30», – поясняет начальник караула пожарного поезда Михаил Анищенко. – На неё по рукавам подаётся специальный состав воздушно-механической пены, попадая на горящую поверхность, она изолирует её от воздуха и гасит пламя.

Тем временем пожарный расчёт подкатил «Пургу-30» на необходимое расстояние, подключил установку к пожарным рукавам и пустил пену.

На «проштрафившуюся» цистерну обрушилась настоящая метель из белоснежной пены. Теперь понятно, почему у установки такое зимнее название. В считанные секунды цистерна сменила привычный чёрный цвет на белый, и условное пламя было безусловно потушено. Как раз в этот момент мимо проносилась электричка на Азов. Прильнувшие к окнам лица не вызывали сомнений в появлении на Дону слухов о крупном пожаре на станции Батайск, может, и со взрывами цистерн.

Обращаю внимание на необычную одежду пожарных, заливающих цистерну пеной. В серебристых хламидах, в масках ребята похожи на кого угодно – на персонажей фантастических фильмов, космонавтов или ликвидаторов аварии на японской АЭС «Фукусима-1», но только не на привычных пожарных.
– По условиям учений мы тушим груз с очень высокой температурой горения, – поясняет Михаил Анищенко. – А значит, в обычной спецодежде к нему подойти на достаточное расстояние не получится – сильный жар. Вот эти специальные жароотталкивающие костюмы и помогают выполнить задачу.

Задачу, кстати, выполнили хорошо, на ликвидацию «возгорания» потребовалось несколько минут. Конечно, на реальном пожаре сложно угадать, как может повернуться, это признают и сами огнеборцы, но необходимые на учения нормативы по времени были выполнены.

Вторым этапом учений стал «загоревшийся» грузовой вагон со спичками. Согласно легенде при маневровых работах были повреждены упаковки груза, и произошло возгорание. Вагон был выведен из состава поезда, подан на специальную открытую площадку и оставлен в ожидании специалистов.

Информацию о ЧП от дежурного по станции принимает дежурный по пожарному поезду и объявляет тревогу. Спустя 12–13 минут пожарный поезд уже подошёл к «горящему» вагону. Мы с Игорем Гарбузенко отправились за ним вдогонку на машине и через 3–4 минуты вместе с поездом оказались на «пожаре».
– Сейчас ребята проводят боевое развёртывание, – поясняет он действия подчинённых.
– Раскатывают шланги, – уточняю я.
– Шланги у стиральных машин, а у нас пожарные рукава, – поправляют меня.

Между тем пожарные рукава выгружаются из вагона, подключаются к цистернам с водой и разматываются в направлении «горящего» вагона. Всего минута промелькнула после прибытия к месту, а на условное пламя уже уставилась пара стволов, заряженных двумя железнодорожными цистернами с водой. Впрочем, «горящий» вагон водой решили не поливать. Главное на учениях было проверить, укладывается ли наряд во временные рамки. Укладывается. И даже с запасом.
– А если бы был большой пожар и нам не хватило воды в цистернах, то на помощь пришли бы станционники, подали бы дополнительные цистерны с водой, – рассказывает Игорь Гарбузенко.

Учения Батайского пожарного поезда завершились. Все намеченные планы выполнены с хорошими результатами. Такого рода тренировка здесь проводится каждый год, как правило, в канун летнего сезона. По прогнозам синоптиков, нынешнее лето может оказаться не менее жарким, чем минувшее, и тем значительнее выглядит готовность железнодорожных пожарных к новым испытаниям.

Игорь Евдокимов,
соб. корр. «Гудка»
Батайск
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31