21 октября 2021 21:19

Ставка на восток

Экспортёрам предложили кластеры

Угольные компании намерены увеличивать экспорт сырья в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Но для реализации таких планов потребуется развивать железнодорожную инфраструктуру. Альтернативы, по мнению премьер-министра России Владимира Путина, у угледобывающих компаний быть не может.

Экспортёрам угля предложили не забывать об инфраструктуре
«Мы знаем, что сейчас происходит в мировой энергетике и в металлургической промышленности: потребность в сырье будет возрастать, а значит, возникает потребность в утверждении планов на долгосрочную перспективу, определении новых ориентиров», – отметил Владимир Путин на заседании президиума правительства. Минэнерго разработало долгосрочную программу развития угольной промышленности до 2030 года. По мнению премьер-министра, первоочередной задачей должно быть развитие транспортной составляющей. «Следует ликвидировать так называемые «узкие места» в железнодорожной инфраструктуре. Обеспечить перевалку российской угольной продукции через морские порты и пограничные переходы. Создать дополнительные мощности для увеличения экспортных поставок угля. Особенно на таком стратегическом маршруте, как азиатско-тихоокеанское направление», – сказал глава правительства.

Кроме того, премьер отметил, что необходимо создавать и обустраивать новые центры угледобычи и при этом сразу применять «кластерный подход». Когда совместно с угольными разрезами, шахтами и предприятиями по переработке сырья строится необходимая транспортная инфраструктура, формируются углехимические и энергетические комплексы. «Мы много раз обсуждали вопросы освоения различных районов, там очень много направлений работы, но любое из них связано с развитием транспортной инфраструктуры», – отметил Владимир Путин.

О том, какие места на Восточном полигоне следует считать проблемными, «Гудок» недавно подробно писал. Специалисты Института экономики и развития транспорта (входит в ОАО «РЖД») полагают, что на развитие Байкало-Амурской магистрали до 2020 года необходимо около 400 млрд руб., а потребности инвестиций в Транссиб составляют почти 200 млрд руб.

Таких денег у РЖД нет. Суммарный объём инвестиций компании в этом году составляет 349 млрд руб. – в основном эти деньги пойдут на инфраструктурное развитие в припортовых зонах на Дальнем Востоке, Северо-Западе и Юге. Для того чтобы увеличить пропускные способности БАМа, продолжается строительство Кузнецовского тоннеля, который к 2016 году позволит перевозить по этой магистрали до 32 млн тонн грузов. Деньги на этот проект выделяет Инвестфонд, но всю подготовительную работу по усилению разъездов и прочей инфраструктуры РЖД проводят за свой счёт.

По данным Минэнерго, по объёмам добычи угольная промышленность в 2010 году практически вышла на докризисный уровень. В прошлом году добыто 323 млн тонн угля, в 2009-м – 302 млн. Вместе с объёмами растут и заработки угледобывающих компаний. Полученные предприятиями угольной промышленности объёмы прибыли в семь раз превысили показатели 2009 года (77,7 млрд руб. против 10,7 млрд руб.), что обусловлено ростом цены 1 тонны товарной продукции на 40% (средняя цена за тонну угля в 2009 году – 863,21 руб., в 2010-м – 1194,2 руб.).

До того как представить долгосрочную программу развития угольной промышленности президиуму правительства, министр энергетики Сергей Шматко обсудил её с представителями угольных компаний – совещание прошло 12 апреля. По мнению генерального директора Сибирской угольной энергетической компании Владимира Рашевского, одной из проблем угольной отрасли является отсутствие инвестиционного механизма за пределами договора поставки мощности. «Угольная станция конкурентоспособна в том случае, когда работает как базовая мощность. С точки зрения перспективного развития угольной отрасли, передача электроэнергии из Сибири на Урал и Европу – отличная идея советского времени, которую следует реанимировать», – подчеркнул он.

Также представители угольных компаний на том же совещании в Минэнерго отметили, что в целях стабильного и эффективного развития угольной промышленности, привлечения инвестиций в отрасль необходимо решить вопрос предсказуемости железнодорожных тарифов на перевозку угля, поскольку он занимает сейчас больше 30% в железнодорожном трафике. В то же время, по мнению собравшихся у министра промышленников, «должна быть решена проблема подходов к портам». По их оценкам, сегодняшний объём перевозки угля находится на уровне 2006 года, проходимость упала, при этом вагонный парк увеличился в 1,5 раза (на 60%).

Примечательно, что выход из этой ситуации участники совещания видят в механизме, предложенном РЖД: в совместном использовании вагонного парка компаний. То есть на основе схемы агентских соглашений. Сами порты, по мнению угольщиков, необходимо развивать на условиях частно-государственного партнёрства, где государство должно взять на себя расходы по строительству инфраструктуры, а компании – предоставлять технологии.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31