«Заячья» облава
Расписание электрички изменили ради охоты на безбилетников
На Юго-Восточной дороге прошла необычная операция против «зайцев» – стоянку пригородного поезда растянули на 20 минут, чтобы контролёры выловили всех безбилетников. «Рейд» принёс в полтора раза больше выручки от продажи билетов, чем обычный рейс.
![]() |
Взятая под плотный контроль электричка дала хорошую выручку – в полтора раза больше обычного |
В первый раз предстоит такая зачистка, когда пригородный поезд будет остановлен на 20 минут вместо двух и контролёры вместе с полицейскими смогут планомерно выявить всех безбилетников. Команда разъездных кассиров тоже изрядная – один на каждый вагон, а не двое на весь поезд.
– Ну, как настроение? – подсаживается ко мне генеральный директор ОАО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» Виктор Шубин.
Приветствую и интересуюсь планом.
– Едем до Графской, там пересядем на электричку Мичуринск – Воронеж и начнём воров ловить! – объясняет Шубин.
– Воров?
– А как ещё назвать человека, который сознательно не платит за поездку? Ведь он запускает руку в карман соседа, который купил билет, – отрезал Шубин.
– Согласен. Но ведь жалуются, что дороговато стало ездить в электричках, – пытаюсь сыграть за прижимистых пассажиров.
– Так из-за «зайцев» и тариф растёт!
Доехали до Графской. Ждём «заячьего» поезда. Он выбран не случайно – забит до отказа, люди едут на работу в Воронеж. А в толпе и безбилетникам раздолье.
– Сейчас всех желающих обилечиваем до остановки Тресвятской, а вот уже там посмотрим на недобросовестных, – даёт последние указания своим Виктор Шубин.
В вагонах людно, и с каждой станцией народу всё больше. Контролёры расходятся по вагонам, уже повязав красные повязки.
Стоянка несколько минут. В тамбур выходит пассажир, достаёт сигарету, прикуривает, затягивается.
– Гражданин, в вагоне курить запрещено! – говорит Екатерина Головко. Она тоже сегодня за контролёра, а вообще руководит сектором маркетинга и рекламы в компании «Черноземье».
Пассажир бухтит, но выходит.
Тронулись, идём по вагонам, мужчины, молодые девушки, пара матёрых работяг – все двигают в тамбур, извлекая сигареты.Каждому замечание, ворчат. Катю не очень боятся, но в вагонах уж что-то много красных повязок – и сигареты убирают.
Вспоминаю аналогичную поездку с полицейскими – тогда обходилось без ворчания. При виде дюжего сержанта у некоторых курящих на лице мелькало желание не то что потушить, а проглотить окурок.
Пока только замечания. «Зайцев» нет. Люди платят – до Тресвятской не везде есть кассы или терминалы, и поэтому к тем, кто пока без билета, относятся с пониманием. А вот на Тресвятской и дальше до Воронежа везде есть возможность купить билет до посадки. Там-то и начнётся активная охота. Кстати, задержка поезда давно согласована и внесена в общий график движения – на остановках заранее были вывешены объявления о продлении времени стоянки. Правда, цель её не разглашалась, чтобы не сорвать охоту.
Вдруг в последний вагон вызывают полицию, мы туда. Оказывается, что компания крепких парней в спортивных костюмах наотрез отказывается покупать билеты. Пока мы добирались через весь состав, полицейские уже разобрались. Наглость встретилась с жёсткостью – качки уже забыли о намерении этим поездом доехать до Воронежа и собирались на выход.
Тресвятская. Людская волна катит в вагон, но в каждой двери стоит контролёр и просит показать билеты. Вот тут-то вера в человечество и была окончательно подорвана. Из всех, кто стремился попасть в наш вагон, ни у кого не оказалось билета.
– Дай пройти, в вагоне куплю! – рвался мимо контролёра бойкий мужчина.
– Без билета нельзя, поезд стоит 20 минут, успеете купить!
Как только волна наседавших отхлынула и покатилась на вокзал, под строгим взглядом полицейских вышли и «спортсмены». Слышу их фиглярские выкрики. Обидели их незаслуженно, понимаешь.
А тем временем уже пошла повальная проверка билетов. Из соседнего вагона выскочили два студента и метнулись к раскрытым дверям нашего. Но и тут видят человека с красной повязкой. Так они и метались, бедные, пока не сдались и не поплелись в кассу.
– И часто так будет? – спрашивает у контролёра пассажир.
– Регулярно и на разных поездах.
Поезд, несмотря на задержку, пришёл в Воронеж задолго до начала рабочего дня.
– Ну как, оправдала себя поездка? – спрашиваю я позже у Кати Головко.
– Час езды всего, а выручка в полтора раза! Жаль, нельзя постоянно так кататься. Но ничего, теперь частенько практиковать будем такие акции, может, и поймут нерадивые пассажиры, что электричка – не бесплатный вид транспорта, – подвела итог нескучного утра Катя.
Сергей Михалёв,
соб. корр. «Гудка»
Воронеж
Фото автора
соб. корр. «Гудка»
Воронеж
Фото автора