22 апреля 2021 02:19

Кредо наставника

Неожиданные ситуации помогают выявить таланты

Преподаватели профессионального училища № 2 в Челябинске – специалисты многоопытные. У каждого из них за плечами годы работы на железнодорожном транспорте и солидный преподавательский стаж. Но даже они растерялись, когда в 2006 году пришло приглашение принять участие во Всероссийской олимпиаде тем, кто учится по специальности «помощник машиниста электровоза».

Наставник и ученик уверенно смотрят в будущее
Дело в том, что в Челябинске готовили помощников машинистов на электровозы ВЛ10 постоянного тока, а на олимпиаде вопросы были по электровозам переменного тока ВЛ80. «В этих электровозах только ходовая часть одинаковая, а электрическая начинка совершенно разная», – объяснил мастер производственного обучения Михаил Давыдов.

Что делать? Отказаться – значит нанести урон престижу училища. Привезти неподготовленных ребят – значит обречь их на поражение. И тогда кто-то вспомнил, что в городе Карталы работает машинист-инструктор Александр Ткачев. «Он даже медведя сможет научить устранять электротехнические неполадки», – утверждают его ученики. Челябинская команда поехала в Карталы, и Александр Васильевич два дня без отрыва от своих основных обязанностей занимался с ребятами.

«Мы уехали от него другими людьми. Ткачев подготовил ребят так, что на олимпиаде они сумели за отведённое время определить и устранить три неисправности локомотива ВЛ80», – говорит Михаил Давыдов. В итоге заняли третье место среди 18 команд, приехавших со всей России. А Дима Лексин получил премию президента ОАО «РЖД» – 30 тыс. руб.

Так же успешно Ткачеву удалось подготовить команду и к олимпиаде-2009.

Спец из Карталов оказался человеком отнюдь не профессорского вида. Несмотря на возраст (ему недавно перевалило за шестьдесят), в облике Александра Васильевича угадывалось спортивное прошлое. Волевой взгляд контрастировал с подчёркнуто сдержанной манерой разговаривать. Обычно так говорят авиадиспетчеры, которых специально учат в любой ситуации сдерживать свои эмоции, чтобы не спровоцировать панику у пилота.
– Смотри, как работает схема набора позиций, – обращается он к новичку и медленно показывает это на тренажёре в учебном классе депо. – Понял?
– М-м, не очень.
– Смотри ещё раз, – машинист-инструктор делает второй и третий заходы. – Теперь покажи, что ты понял.

Тот рассказывает, как работает схема набора позиций. И вновь ошибается. Ткачев опять начинает объяснять. Спокойно, нарочито медленно, как гипнотизёр, с какой-то особенной манерой смотреть в глаза ученика.
– Если человек что-то не понял, значит, я не использовал для этого все возможности, – озвучил он своё педагогическое кредо.

А на вопрос о секретах своего педагогического таланта ответил:
– Чёрт его знает... Наверное, всё дело в фильме…

В сорокаминутный учебный фильм, который снял Александр Ткачев, включены типичные ошибки при работе с пантографами, неисправности в цепи токоприёмников, главного выключателя, зарядного агрегата, вентиляторов и другие поломки электротехнической части локомотива. И доходчиво рассказывается, как эти неисправности устранить.

Об этой идее говорят во многих депо, а Ткачев её реализовал. Сценарий его фильма стал результатом многолетней аналитической работы над ошибками машинистов. После просмотра фильма машинист-инструктор устраивает обсуждение, а потом начинаются занятия на тренажёрах. Эффективность такого метода обучения подтверждают результаты работы локомотивных бригад. Его подкрепляют и прирождённые способности наставника. Я наблюдал, как Александр Ткачев говорит с машинистами по двум мобильным телефонам, которые не выключаются у него ни днём ни ночью.
– Васильевич, выручай. Стою на 439-м километре. Сработала защита, – в трубке слышится взволнованный голос машиниста Андрея Прокопова. – Отключились главные выключатели. Опустился токоприёмник.
– Спокойно. Главное – не бросай трубку, не отключай телефон. Где стоишь, что за локомотив (в депо Карталы электровозы шести серий), какой вес поезда, какое давление воздуха в главных резервуарах электровоза? Ты не забыл закрепить от ухода поезд? Что не включается?

Через две минуты переговоров выяснилось, что неисправность в зарядном агрегате. Сгорели два предохранителя ПР-3, ПР-4, и сработал автоматический выключатель электрической цепи «Токоприёмники».
– Поднимай электровоз (заряди пневматические цепи воздухом), отпускай автоматические тормоза и отправляйся.

На всё про всё ушло меньше 30 минут. Такой инцидент квалифицируется как «отказ», больше часа – уже «событие», что приводит к сбою в движении и чревато серьёзными взысканиями.

Полигон эксплуатационного депо Карталы – 600 кмв сторону Оренбурга, 140 км до станции Тобол (Казахстан), 190 км от станции Магнитогорск до станции Инзер Куйбышевской железной дороги, 260 км до Челябинска и 140 км до Магнитогорска. Машинист-инструктор при отказе электровоза должен быть готов в любое время выехать и вместе с работниками ремонтного депо установить причину неисправности. «Александр Васильевич ещё ни разу нас не подводил», – говорит главный инженер локомотивного эксплуатационного депо Карталы Олег Тараненко.

В семье машиниста-инструктора стало обычным делом, когда жена вечером ложится с мужем спать, а утром просыпается от его телефонного звонка.
«Я в Оренбурге. Вернусь после разбора отказа», – докладывает он Любови Михайловне.

Алексей Казаков,
спец. корр. «Гудка»
Челябинск – Карталы
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30