25 октября 2021 13:20

Уголь не вечен

В ближайшее время Государственная дума должна рассмотреть разработанную Минприроды «Экологическую стратегию РФ на период до 2030 года». Документ предусматривает в том числе более рациональное использование энергетических ресурсов, в частности широкое применение возобновляемых видов топлива, доля которых в топливном балансе страны возрастёт с нынешних 15 до 25%. Соответственно, нефти и угля будем сжигать меньше.

Также, например, может увеличиться потребление торфа, запасы которого у нас оцениваются в 10,8 млрд тонн условного топлива. При сжигании он выделяет в десять раз меньше вредного диоксида серы, чем уголь. К тому же его не надо транспортировать в европейскую часть России из Сибири. Только в Северо-Западном федеральном округе ресурсы торфа составляют 2,5 млрд тонн. Недавно в Тверской области приступили к реализации пилотного проекта по переводу жилищно-коммунального хозяйства на этот местный и доступный вид топлива.

Не меньший энергетический потенциал имеется у лесопромышленного комплекса. По оценке специалистов Федерального центра развития биоэнергетики, только при очистке лесов от сухостоя и завалов можно ежегодно получать 240 млн куб. м неделовой древесины и перерабатывать её на биотопливо. А с учётом отходов лесоперерабатывающей промышленности общий потенциал возобновляемой биомассы, представляющей интерес для энергетиков, превышает 560 млн куб. м в год.

Уже разработана программа строительства 15 крупных гидролизных заводов по переработке такого сырья. На 37 отечественных ТЭЦ используют биомассу в смеси с углем в качестве топлива, будут реализованы и другие подобные проекты.

В этой связи представляется весьма важным, чтобы при реализации новой экологической стратегии своевременно учли в том числе и транспортный фактор. Ведь для массовых перевозок торфа, щепы, других грузов понадобится специализированный подвижной состав, в частности железнодорожный. Также нужно будет построить подъездные пути к торфяникам и местам заготовки леса, подготовить всю необходимую инфраструктуру для транспортировки сырья.

С другой стороны, железнодорожникам целесообразно в своих прогнозах и планах учесть грядущие возможные изменения маршрутов и объёмов грузопотоков угля и нефти, являющихся в настоящее время самыми массовыми видами перевозок.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31