12 апреля 2021 21:56

Не Фаберже единым

В Успенской звоннице Музеев Московского Кремля открыта выставка «Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России». Старший научный сотрудник Музеев Московского Кремля, куратор выставки Татьяна Мунтян рассказала «Гудку» об особенностях экспозиции.

– Мы стремились показать, что Фаберже трудился в окружении плеяды талантливых камнерезов. Императорские фабрики были основаны в России ещё в XVIII веке. И Фаберже, естественно, был знаком со всем предыдущим периодом развития отечественного ювелирного и камнерезного дела. Тем более что лучшие образцы камнерезных работ его предшественников – мастеров екатеринбургской и петергофской гранильных фабрик – находились в Галерее драгоценностей Зимнего дворца.

– Какие имена вы открываете для публики?
– У Фаберже были конкуренты, ведь он работал не в вакууме. Рядом с ним трудились и другие мастера. Например, Денисов-Уральский. Он начал как художник, а потом перешёл к созданию камнерезных композиций, многие из которых не имеют равных в мире. Считалось, что его серия «Воюющие державы» – просто легенда. Хотя о ней и писал знаменитый писатель Ефремов в «Лезвии бритвы».
В Екатеринбургском музее ювелирного и камнерезного дела мы обнаружили работу Авенира Сумина, петербургского мастера, уральца по происхождению. В Свердловске открыли целый комплекс дизайна женских украшений из известнейшей мастерской Василия Липина.

– Вещи из частных собраний на выставке представлены?
– 90% экспонатов мы взяли из государственных музеев. Из частных собраний интересны вещи, принадлежащие Андрею Червиченко и Леониду Лебедеву. Агатовая группа Денисова-Уральского – бегемот, улитка и крокодил – также из частных собраний.
Из частных коллекций и множество украшений. Например, мы показываем брошь из мохового пейзажного агата, где главным для Фаберже оказался поделочный камень. А бриллиант – просто обрамление, своеобразная рама для агата.

– Есть ли на выставке раздел, посвящённый советскому времени?
– Ювелиры и в СССР продолжали трудиться, и их вещи мало отличались от изделий, которые делали придворные мастера фирмы «Фаберже». В 1937 году на Всемирную выставку в Париж повезли карту СССР из цветных камней, наверное, чтобы поразить воображение «империалистов». А к ней уральцы сделали группу камнерезной анималистики из твёрдых каменных пород. Часть была продана на месте, а остальные вернулись. Фигурки из яшмы и нефрита 1937 года – тоже экспонаты нашей выставки. Вот мраморная колбаса с любовно отрезанным кусочком, пепельница в виде серпа и молота. И дивной красоты конструктивистские броши. Просто вырезанные из камня кольца, круги. Жёсткий геометризм, можно сказать, грядущей индустриализации, колёс и шестерёнок. Но при этом уральцы великолепно владели мастерством обработки твёрдого камня. Брошка советского времени с аквамарином: положишь рядом с её «подружкой» из XIX века – и не отличишь.

– Символ нынешней выставки – Данила-мастер с каменным ларцом.
– «Фигура-портрет» – так называл этот жанр Фаберже – работа советского художника Василия Коноваленко, который возродил жанр поликаменной скульптуры во второй половине XX века. По той же технологии, что и Фаберже, он делал фигурки из разных каменных пород. Естественно, они отличаются от работ Карла Густавовича, как отличалась советская жизнь от российской. Единственная выставка при жизни мастера прошла в Русском музее. Камень был главным делом его жизни. Умер Василий Коноваленко достаточно молодым в эмиграции.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30