21 апреля 2021 04:18

Экстремальная экспедиция

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый полёт в космос. Тогда казалось, что всё человечество начинает жить по новому летоисчислению. Была уверенность, что с освоением космоса к нам придут новые технологии, а  новые знания подскажут путь к счастью для  всей планеты.

Сегодня мы живём в другом государстве и о счастье для всей планеты уже не мечтаем. Что такое космонавтика ХХI века и осталась ли профессия космонавта престижной? Об этом мы беседуем с заместителем директора Мемориального музея космонавтики, Героем России, лётчиком-космонавтом Александром Лазуткиным.

– Я постоянно встречаюсь со школьниками и могу сказать: профессия космонавта по-прежнему привлекательна. У детей прямо глаза загораются, когда они слышат рассказы людей, видевших Землю с высоты 340 километров.
К членам первого отряда космонавтов я отношусь с благоговением. Гагарин летел в неизвестность. Опасности, которые его поджидали, вообще не поддаются измерению. А сейчас мы уже знаем: проживёшь на орбите полгода, привыкнешь к невесомости и вернёшься живым и здоровым. Риск, конечно, и сейчас есть, но техника стала надёжнее. И всё же завидую первым – они своим подвигом позвали и меня в космос.
Но после полёта я понял, что и члены первого отряда космонавтов завидуют нам, пожившим на орбите по нескольку месяцев. Гагарин сделал один виток вокруг Земли – это так мало! А наши потомки тоже, наверное, скажут: «Что такое год крутиться в околоземном пространстве? Не интересно! Вот если бы слетать в другую галактику…»
Я уверен в том, что, развиваясь, космонавтика обязательно изменит международный климат и объединит всё человечество. Взять, например, полёт на Марс. Уже обоснованы возможность и целесообразность подобных крупных проектов на основе международной кооперации. И на Луну полетим. Чисто технически этот вопрос уже сейчас можно решить.

– Кто же осуществит эти грандиозные планы, если, по данным опроса, сегодня в школе хотят стать космонавтами единицы? А в 60-е годы поднимался лес рук! Может, мы растеряли романтизм или перестали видеть практический смысл полётов в космос? Что даёт космонавтика?
– Сколько существует космонавтика – столько задают этот вопрос. Но ведь почти всё, чем мы сегодня пользуемся, появилось благодаря ей: спутниковые средства связи, радиотелефоны, поисковые системы, навигаторы, метеопрогнозы и многое другое. В космосе получают материалы, которые невозможно произвести на Земле. В частности, мы проводили эксперименты с лекарствами. Создали, например, инсулин, КПД которого в десятки и даже сотни раз выше того, что удаётся получить в земных условиях. Беда, что дальше экспериментов дело не идёт.
Бытует почему-то мнение, что на космос тратится много денег. В 1993 году закрыли программу «Энергия-Буран». Объяснили это тем, что в стране непростое экономическое положение, поэтому трудно найти 500 млн руб. на её реализацию. А осенью расстреляли Белый дом и на его реставрацию потратили те же 500 млн! Это меня поразило. Депутаты, которые голосовали за закрытие космической программы, легко согласились потратить те же деньги на ремонт одного здания. Да что говорить, у нас воруют намного больше, чем тратится на космос.

– Как вы считаете, удастся ли нам опять стать первыми в космических программах или мы отстали навсегда?
– Многое зависит от желания и взглядов руководства страны. Россия имеет все шансы оставаться на передовых позициях. Во-первых, в космонавтике пока ещё на руководящих постах профессионалы, а не менеджеры, готовые управлять чем угодно. А если посмотреть на проблему с философской точки зрения, то понимаешь: естественный процесс, который начался в 1957 году с запуска первого искусственного спутника Земли, уже не остановишь. Так, если бы Колумб не открыл Америку, это сделал бы кто-то другой.
Сегодня на изучение космоса ориентировано немало стран. У Китая уже есть своя космическая программа и свои космонавты. Европа строит свои корабли. Чтобы быть конкурентоспособными, нужно развивать инженерные науки. Но сегодня даже способные к техническим специальностям люди стоят перед выбором: много учиться, чтобы получить в итоге интересную, но тяжёлую работу с невысоким уровнем зарплаты или заработать больше денег более лёгким трудом. Итог таких размышлений мы видим в том, что выбирает молодёжь. А она делает выбор в пользу экономики, юриспруденции, государственного управления и шоу-бизнеса.

– Недавно диктор Центрального телевидения сообщил, что космический телескоп «Хаббл» обнаружил галактику, которая всего на полмиллиарда лет старше нашей Вселенной. Я удивилась: неужели пропустила величайшее открытие века? Оказалось, дутая сенсация, которую многие приняли за чистую монету.
– Да, сейчас молодёжи не стыдно признаваться в элементарном невежестве. Зачастую ей не хватает базовых, фундаментальных знаний. А я, с детства мечтая о космических полётах, вначале окончил МАИ, потом стал лётчиком. И вся последующая космическая практика подтвердила верность моего решения. Кстати, теперь в отряде космонавтов нет «чистых» лётчиков. Задания экипажу даются многогранные. Поэтому наша профессия так интересна.
Кроме того, после полётов в космос жизнь продолжается на Земле. Поэтому встаёт вопрос о гражданской профессии. Имея инженерное образование, легко овладеть любой профессией, в том числе гуманитарной. Высоко, например, ценятся переводчики с инженерными знаниями. И биомеханика не будет чем-то запредельно сложным для специалиста медицинского профиля или учёного. Обратных же примеров не знаю. Поэтому, когда говорят, что у нас излишек инженеров и вообще людей с высшим образованием, это всё равно что утверждать: у нас, мол, слишком много умных.
К счастью, сегодняшние претенденты на полёты в космос по-прежнему образованные и ответственные люди. Хлебом не корми – дай поучиться чему-то новому. А без этого и не обойтись. Человечество осваивает пока лишь околоземное пространство. Полёты на другие планеты и тем более в другие солнечные системы – дальняя перспектива. На неё нужно работать уже сегодня.

– Но полёты в космос – это по-прежнему большой риск. Вы это на себе испытали. Ни до, ни после не было столько проблем, сколько выпало на долю вашей экспедиции: пожар, столкновение с грузовым кораблём, разгерметизация, многочисленные отказы аппаратуры…
– Да, полёт проходил в экстремальных условиях. С 10 февраля по 15 августа 1997 года я летал бортинженером на корабле «Союз ТМ-25» и ОК «Мир» вместе с Василием Циблиевым. По программе «Мир –NASA» вместе с нами в составе экипажа вначале был Джерри Линенджер, а затем Майкл Фоул. Во время полёта произошло сразу несколько ЧП: 23 февраля на станции начался пожар от бракованной кислородной шашки, а 25 июня при перестыковке ТГК «Прогресс М-34» произошло столкновение корабля с комплексом, приведшее к разгерметизации модуля «Спектр». Как со всем этим справились? Я прочту вам пару страниц из моего дневника:
«Руки работают, пытаясь опередить время. Влетаю в корабль, выкидываю один воздуховод, отвинчиваю шланг от холодильно-сушильного агрегата. Мелькает мысль, что уже обдумывал эти действия раньше. Руки работают быстро. Идёт борьба со временем. Не соревнование – борьба!
... Люк свободен. Выскакиваю из корабля и направляюсь к центральному пульту управления. Василий в наушниках ведёт связь с Землёй. О чём речь, не знаю. Не слышу.
– Вася, давление?!
– 730.
Ещё можно жить.
Бросаюсь в модуль «Спектр». Влетаю и слышу шипение. Плана действий нет. Тело и разум борются со временем без осмысленного плана. Вопроса, что делать, не возникает. Работаю с листа. Чувство времени обострилось. В сознании держится цифра 730. Вопроса о вычислении резервного времени также не возникает. Нет времени.
...Приходит решение закрыть люк в «Спектр». Куча кабелей. Кидаюсь в модуль «Квант-1», там видел ножницы по металлу. Ножом кабели не отрежу. Ножниц нет. Хватаю нож – и обратно. Пролетаю над центральным пультом. Василий сидит на связи, и это успокаивает. Значит, время ещё есть. «Вася, давление?» – спрашиваю, пролетая. Остановиться не могу. Люк – вот моя цель. Майкл уже рядом с люком. Я раскручиваю разъёмы и разбрасываю кабели в сторону. Слегка задевает мысль: «Напряжение!» Но руки уже схватили кабель и расстыковывают его. Чувствую падение давления. Два кабеля перерезал. Всё, люк свободен. Хватаю и закрываю его. «Саша, ты уменьшаешь объём?» – слышу голос Майкла. Он спрашивает и одновременно помогает мне. Вопрос не осмысливается. Время – вот что сидит во мне! Давление уже не волнует. Волнения вообще нет.
...«Помоги!» – говорю Майклу и закрываю люк. Всё!
Вижу, как Василий открыл вентили блока наддува и оттуда с шипением начал выходить воздух. Давление уже не падает. А вокруг станции летает, кувыркаясь, корабль. Летает близко, даже страшно становится. Вдруг ещё раз произойдёт соударение?»

– Ваша экспедиция благополучно вернулась на Землю. А вашим опытом разрешения нестандартных ситуаций пользуются другие экипажи МКС. Конечно, хотелось, чтобы полёты проходили в штатном режиме, без ЧП. А что бы вы пожелали всем людям в год 50-летия полёта первого человека в космос?
– Продолжать летать в космос и смотреть на наш общий дом со стороны. Земля очень красивая. Я бы отправил туда президентов всех стран, чтобы они почувствовали единое пространство планеты и поняли своё место в нём. Космическое братство должно объединить государства. В этом смысл прогресса земной цивилизации. Уверен, что ХХI век даст нам много открытий во всех сферах жизни именно благодаря освоению космоса.

Беседовала Татьяна Улитина