11 апреля 2021 18:54

Всё по-честному

Коммунальщикам запретили отключать свет честным плательщикам за компанию с должниками.

В коммунальных войнах между неплательщиками и коммунальщиками больше всего страдают дисциплинированные потребители – и счета оплачиваешь, и всё равно остаёшься без света или воды.
«Я плачу за жильё исправно, долгов никогда не было, но дом у нас непростой, и жильцы неоднозначные – кто-то вообще не живёт, есть алкоголики и люди сомнительных занятий. Бывало, весь дом отключали от света, потому что у соседей были непомерные суммы долгов. Но я не могу понять, почему я и мои дети должны страдать из-за соседа-алкоголика?» – жалуется петербурженка Елена Севикова.

Несмотря на самоуправство коммунальных служб, у честных плательщиков появляется всё больше аргументов в защиту своего комфорта и благополучия – недавно в Ростовской области похожая ситуация в судебном порядке разрешилась в пользу потребителей.

А дело было так. В конце 2009 года компания «Донэнергосбыт» прекратила электроснабжение одной многоэтажки, оставив без электричества не только должников, но и тех, кто исправно платил по счетам. Многочисленные жалобы жильцов проблему не разрешили, после чего они отправились искать правды в Федеральной антимонопольной службе. ФАС признала неправоту энергетиков, но те оспорили претензии в суде. Долгая тяжба ни к чему не привела: законность решения антимонопольного органа подтвердили суды трёх инстанций, и компания была оштрафована.
«Энергокомпания, отключая одного или нескольких должников, одновременно отключает и лиц, добросовестно оплачивающих коммунальные услуги. И закон предусматривает наказание за это», – отметил руководитель Ростовского УФАС России Вадим Корнеев.

По словам антимонопольщиков, это дело должно стать показательным для всех компаний и регионов. Отключать свет можно только конкретному должнику и в случае, если он не платил за электричество больше 6 месяцев.

По словам юриста Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Марии Свиридовой, отключение услуг под одну гребёнку – одна из самых распространённых проблем, связанных с ЖКХ.

Если речь идёт о многоквартирном доме, то у поставщика услуг есть право обратиться в суд и потребовать оплаты с должника в установленном законом порядке, то есть возбудить исполнительное производство и через приставов взыскать деньги.

Если свет вам всё-таки отключили, то для того, чтобы отстоять свои права на получение всех причитающихся услуг, нужно написать заявление в полицию о том, что некие граждане неизвестным путём ограничили поставку услуги. После этого следует написать претензию в региональный департамент жилищно-коммунального хозяйства и непосредственно поставщику услуги с требованием разъяснить, почему услуга не оказывается, если вы её надлежащим образом оплачиваете.

Если проблема не решается в установленные законом сроки – а, к примеру, для устранения аварии в электросетях у коммунальщиков есть 8 часов в месяц, на больший срок перебои с подачей энергии недопустимы, – можно обратиться в суд с требованием о перерасчёте платы за коммуналку, о компенсации морального вреда (по закону о защите прав потребителей) и убытков.
«Если, например, в доме с электроплитой отключат электроэнергию, человек не сможет себе даже воды согреть, не говоря уж о том, чтобы приготовить поесть, и в данной ситуации счета за обеды в заведениях общественного питания будут также подлежать взысканию, поскольку по рекомендациям медиков для поддержания состояния здоровья людям требуется горячая пища, особенно детям. В этот же список можно внести, например, и прачечную, и химчистку», – говорит юрист.

Ирина Заверняева


Комментарий
Мария Свиридова, юрист организации «Общественный контроль»:
    – На самом деле неплательщиков не так много, как хотят представить поставщики услуг ЖКХ. Из общего числа должников злостных около 40% – это люди, которые систематически не платят за все услуги. Остальные граждане не платят по вполне обоснованным причинам, например если услуги попросту не поставляются. Если в платёжке есть графа «вывоз мусора», а мусоросборочную машину в этом дворе последний раз видели четыре месяца назад, то возмущение человека и нежелание оплачивать эту строчку вполне понятно. Но перед тем как ставить в этой графе прочерк, важно соблюсти формальности. По закону нет ответственности за неоплату неоказанных услуг, то есть, если услуга не оказана, вы не обязаны платить. Но для этого надо доказать, что услуга не оказана. В этом могут помочь свидетельские показания или направление жалоб в полномочные организации – управу, префектуру, правоохранительные органы, департамент ЖКХ, прокуратуру. Куда угодно, хоть на телевидение, главное – зафиксировать, что услуги не оказываются.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30